Называть все без исключения фильмы Советского Союза о войне «результатом советской пропаганды» - основной тренд у современных мальчиков возраста «слегка за двадцать пять».

Лучшие фильмы о войне
© Кадр из фильма "В бой идут одни «старики»"

Давайте разберемся, все ли советское военное кино исключительно подходит под это описание на примере лучших военных кинокартин. Рассказавших о том, как на войне сохранить человеческое лицо. Спойлер – у русских это иногда получилась.

В бой идут одни «старики» (1973)

© Кадр из фильма "В бой идут одни "старики""

Это, в первую очередь, фильм о мечте. Мечта эта – о мире. А фильм рассказывает о том, как жили в годы войны летчики истребительного полка. Небольшой отрезок времени, несколько эпизодов – вполне мирных, и, конечно, боевых, из истории существования «поющей» эскадрильи по хронометражу умещается всего в 92 минуты – в то время любили говорить коротко и внятно.

Потрясающий советский артист Леонид Быков не единожды отметился в этой картине – не только сыграл одну из главных ролей («Маэстро»), но и «собрал» фильм уже в качестве режиссера. Леонид Быков в детстве мечтал стать летчиком. Но в летное училище его не взяли – из-за маленького роста. И мечту, в итоге, он воплотил иначе: вместе с двумя сценаристами - Евгением Оноприенко и Александром Сацким написал сценарий, основанный на реальных историях (с применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое событий, в реальности происходивших порознь) времен Великой Отечественной войны. И снял по нему фильм, который не только собрал в прокате 44,3 млн кинозрителей, но и в итоге стал одним из культовых фильмов о войне. Вот так умели воплощать свои мечты наши деды. Говорят, когда фильм показали маршалу авиации, нашему земляку Александру Покрышкину, он произнес: «Все так, как было…».

Два бойца (1943)

© Кадр из фильма «Два бойца»

Это история, в первую очередь, о настоящей дружбе. И еще о том, как важно эту дружбу уметь сохранить. Интересно, что фильм снимали во время войны, в Ташкентской эвакуации. Снимал режиссер Леонид Луков по повести Льва Славина «Мои земляки». И, конечно, задача этого фильма была, в первую очередь, пропагандистская: в том, чтобы поднимать боевой дух солдат и тех, кто находился в тылу – ведь до окончания войны было еще ой как далеко…

Главные герои - кузнец с Урала (Борис Андреев), другой - сварщик из Одессы (Марк Бернес) дружили. А потом попали на фонт, в самое пекло. Но все так же шутили, верили в добро, в любовь. И еще спасали друг друга, и страну заодно, - ведь именно так и поступают настоящие герои на войне. И очень верили в победу – то есть в то, что, в конце концов, будет мир. Это очень человечная и оптимистичная картина. А песни из нее поют до сих пор - «Темную ночь» и «Шаланды, полные кефали».

Женя, Женечка и «Катюша» (1967)

© Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»»

Сценарий к этому фильму режиссера Владимира Мотыля написал Булат Окуджава. О войне поэт знал совсем не понаслышке. Поэтому написал историю, лишенную какого бы то ни было намека на пафос, полную самоиронии и черного юмора.

Солдат Женя Колышкин (Олег Даль) – вот вообще нисколько не похож на героя - болезненный щуплый интеллигент, с тепличными представлениями о жизни, он попадает на этот самый фонт. И выглядит на фоне войны настолько смешно, что, как говорится, «обнять и плакать». Но потом внезапно оказывается, что ничего особо смешного в войне нет. Что война вообще-то шутка страшная, совершенно безжалостная. И к финалу сегодняшний зритель-пацифист, который никогда не был на войне, в сущности, очень похожий на этого самого Женю, совсем перестанет смеяться. И может быть, наконец, задумается.

Тактика бега на длинную дистанцию (1978)

© Кадр из фильма ««Тактика бега на длинную дистанцию»

Еще один фильм о «негероическом» герое и о не «победной» победе от режиссеров Евгения Васильева и Рудольфа Фрунтова. Его не часто показывали по ТВ, поэтому многие из вас могли его и не видеть. Но, на мой взгляд – это один из лучших фильмов на «военную» тему в принципе. Хронометраж фильма – всего 65 минут, можно сказать, спринтерский. Но рассказывает он о спортсменах – бегунах на длинную дистанцию. Один из них в мирное время всегда побеждал. Другой – всегда был на вторых ролях. Пока не началась война, и не пришлось повторять подвиг Ивана Сусанина…

Атлет и красавец Ярцев (Виктор Зозулин) выглядит куда героичней, чем щуплый очкарик Русак (Георгий Корольчук). Пока Ярцев, не задумываясь, раз за разом приходит к финишу первым и собирает награды (главная из них, конечно, – внимание девушек), Русак внезапно сходит с дистанции, чтобы поразмышлять о смысле жизни. Ну, о том, зачем вообще этот бесконечный бег. А тут бац – и война. И парни меняются ролями. Кроме того, это еще один фильм, основанный на вполне себе реальных событиях времен ВОВ.

Повесть о настоящем человеке (1948)

Если вы не читали в школе «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого - очень рекомендую прочесть. Ну, или познакомиться с фильмом 1948 года, о судьбе летчика Алексея Маресьева. О чем этот фильм? Конечно, о силе духа. Потому что история о безногом летчике-истребителе Маресьеве - история вполне себе реальная. И на момент выпуска книги это был настоящий бестселлер – причем, никакой рекламы для его «раскрутки» не понадобилось.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Уже после ампутации ног Маресьев сбил семь немецких самолетов (при общем счете – 11). Он прожил долгую жизнь, умер 18 лет назад. А перед смертью говорил, что страна наша сейчас как самолет, в который угодил вражеский снаряд: идет подбитый, оставляя за собой «черный шлейф», но в самолете-то мы с вами. И нужно бороться, чтобы вернуться в строй. Ведь недаром нас столько лет учили быть настоящими людьми.