Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

7 честных фильмов о войне

В массовой культуре принято романтизировать образ войны и солдата немало книг, фильмов и игр показывают сражения как что-то если и не весёлое, то уж точно очень благородное и героическое. И хотя вокруг постоянно слышатся антивоенные лозунги, мало кто в искусстве смог показать войну чем-то действительно страшным, лишить её героического ореола. Именно о таком кино мы сегодня хотим вам рассказать.
7 честных фильмов о войне
Фото: Фильм.РуФильм.Ру
Иди и смотри (1985)
Великий фильм Элема Климова, который нередко называют лучшим военным кино в принципе. Глазами Флёры маленького мальчика, седеющего и усыхающего прямо у нас на глазах, "Иди и смотри" показывает кромешный ужас войны. Войны, где нет места пафосу и дутому героизму: только невозможные страдания и боль людей, которые совершенно их не заслужили. Показать войну с перспективы ребёнка идея не новая: то же делал и Тарковский в "Ивановом детстве", Кузнецов в "Сыне полка" и, в какой-то степени, Исао Такахата в "Могиле светлячков". Но, при всех заслугах их фильмов, никто не снимал кино настолько скрипуче страшное и пробирающее до мозга костей, как это сделал Климов.
Повелитель бури (2008)
Кино совсем о другой войне и совсем другого толка, тоже страшное но совсем иначе. Если у Климова война ужасна сама по себе, как беспощадная, перемалывающая судьбы разрушительная сила, то оскароносный фильм оставляет зверства и сражения преимущественно на фоне. Они для "Повелителя бури" не имеют никакого значения, как не интересны они и главному герою сапёру , которому обезвредить бомбу проще, чем выбрать сухой завтрак в магазине. В этом, собственно, и заключается его трагедия универсальная боль человека, который, даже находясь дома с родными и близкими, не может по-настоящему вернуться с войны. "Повелитель бури" одно из самых мощных высказываний на тему посттравматического синдрома как раз потому, что оно никогда не кричит на зрителя и не пытается "пропихнуть" ему свои идеи, но размеренно обтекает его экзистенциальным ужасом войны.
Письма с Иводзимы (2006)
Флаги наших отцов (2006)
В 2006-м голливудский ветеран совершил настоящий кинематографический подвиг в течение одного года выпустил сразу два масштабных военных фильма. Мало того, оба они рассказывают об одном и том же событии, схватке американских и японских войск при Иводзиме: только "Флаги наших отцов" показывают её с американской стороны, а "Письма с Иводзимы" соответственно с японской.
Вряд ли кто ожидал от консерватора-Иствуда настолько честного взгляда, без особой симпатии или антипатии к любой из сторон, пытающегося максимально скрупулёзно передать ужас сражений по обе стороны баррикад. Брутальная, жёсткая и меланхоличная дилогия наглядно показывает в целом нехитрую, но такую важную идею: война одинаково страшна и для победителей, и для побеждённых. Ведь, вне зависимости от политических координат и конфликтов, страдают всегда простые люди.
Подводная лодка (1981)
К слову, о побеждённых. В 1981 году немец , позже поставивший в Голливуде "Трою" и "Идеальный шторм", снял военную драму "Подводная лодка" о нацистском экипаже, сражающемся против британского флота. Фильм с откровенной антивоенной (и, естественно, антинацистской) интонацией погружается в клаустрофобское пространство психологического триллера, где собственные страхи могут оказаться куда большими врагами, чем абстрактные и далёкие "британцы". С эпическим размахом (фильм идёт два с половиной часа, телеверсия все шесть) и удивительным вниманием к деталям Петерсен возвращается в постыдные страницы национальной истории, очеловечивает и в то же время критикует их.
Полевые огни (1959)
Не очень известный в широких кругах, но глубоко почитаемый в узких японский фильм 1959 года о покинутом солдате, который после поражения Японии не может найти себе места на вражеской территории. Без какой-либо цели, кроме как выжить, он слоняется по Филиппинам, физически и психически изнуряя себя, и в конце концов доходит до ужасающей крайности до каннибализма. Пускай "Полевые огни" показывают не саму войну, а её последствия, картина эта депрессивнее и тревожнее многих полей сражений: опустошённый мир опустошённых людей, переживших то, после чего никто не сможет остаться самим собой.
Лестница Иакова (1990)
В ещё одном фильме о последствиях войны, "Лестнице Иакова", самих битв ещё меньше нам лишь обрывками показывают Вьетнам, где Иаков Сингер потерял всех своих сослуживцев. Куда страшнее кровавой вьетнамской бани оказываются монстры в голове Иакова: вернувшись на родину, он начинает страдать от паранойи и навязчивых состояний. Его преследуют ужасные и вполне реальные для него существа, искаженные проекции его страхов, понемногу овладевающие сознанием героя. Если "Повелитель бури" показывает действие войны на разум более опосредованно, "Лестница Иакова" ярчайший портрет боевой травмы, "войны без войны", из которой выбраться порой куда сложнее, чем с реальных полей сражений.
Летят журавли (1957)
В Советском Союзе сняли много прекрасных военных фильмов, и всё же почти всегда они несколько романтизировали или по крайней мере героизировали войну. Именно поэтому, думается, "Летят журавли" честный взгляд на жизнь "в тылу" простых людей не пришёлся по вкусу советскому руководству в год выпуска картины. Фильм, получивший "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля (что больше не делал ни один советский фильм), до сих пор считается одним из главных новаторов в истории кинематографа. Впрочем, нам он интересен не поэтому.
"Летят журавли" показывает до боли тоскливую картину того, как далёкая война отзывается на жизни простых людей. Рушит любовь и ломает жизни, забирает благородных и оставляет всё тем, кто смог схитрить и приспособиться. снял кино, заметно опередившее время и в плане киноязыка (операторской работой Сергея Урусевского до сих пор восхищается, например, Эммануэль Любецки), и в его антивоенном, но в то же время не лишённом патриотизма посыле. Фильм не так часто упоминают в разговорах о военном кино и куда реже прочих показывают по национальному ТВ в день праздника что, конечно, совершенно несправедливо для картины, которую до сих пор вносят во все списки "величайших фильмов всех времён и народов".