Фестиваль не первой молодости. Кинозабавы без русских слов, но с ЛГБТ и экуменическим жюри

Кинофестиваль был основан в 1970 году. Сначала это был двухдневный обзор короткометражных фильмов, снятых студентами Киевского государственного института театрального искусства. С 80-х годов украинцы знакомились с работами режиссеров-дебютантов из Болгарии, Грузии, Армении и России, времена перестройки стали эпохой кинематографистов из стран Балтии, Казахстана, Азербайджана и Германии. С 1993 года фестиваль официально стал международным. Сейчас «Молодость» — единственный кинофестиваль в Украине, имеющий аккредитацию FIAPF — Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (с 1991 года). Естественно, что такая длинная история этого международного киносмотра изобилует ставшими позже громкими именами. Например, в 1979 году главный приз фестиваля получил фильм Ивана Миколайчука «Вавилон ХХ». Первые шаги в большой кинематограф вместе с «Молодостью» сделали известные современные зарубежные режиссеры: Фред Келемен, Том Тыквер, Франсуа Озон, Андраш Монори, Дэнни Бойл, Стивен Долдри, Денис Евстигнеев, Алексей Балабанов. Участников «Молодости» позже отмечали «Золотой пальмовой ветвью» (Брюно Дюмона) и «Золотым глобусом» (Алена Берлинера). В 2010 году на 40-й по счету фестиваль в Киев приезжали такие мэтры мирового кинематографа, как Жерар Депардье, Рената Литвинова, Софи Марсо, Кристофер Ламберт, Фанни Ардан и многие другие. Из известных широкому зрителю советско-постсоветского кино режиссеров можно назвать Владимира Бортко и Владимира Меньшова, дебютировавших на киевской «Молодости». Конечно, представить сейчас Меньшова и Бортко, одобривших действия России в Крыму и на Донбассе, в качестве гостей Киева невозможно. Но не только их невозможно представить в числе гостей или членов жюри — даже среди участников нет ни одной ленты российских авторов! При этом мне неизвестно, заявлялись ли они и получили отказ по причине низкого качества кинопродукта или по какой другой причине? Однако факт остается фактом — в шот-листе у матери городов русских собственно русских фильмов сегодня и нет. А фильмом-открытием (не в смысле фильма-откровения, а первого показанного в программе) станет картина режиссера и продюсера Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее», также известной как «В джазе только девушки». Классический голливудский фильм с участием Мэрилин Монро, Тони Кертиса и Джека Леммона в этом году отмечает свое 60-летие. Американский киноинститут назвал картину лучшей комедией всех времен, а песни, вошедшие в саундтрек, стали настоящими хитами. Знаковым событием 48-го Киевского международного кинофестиваля «Молодость» станет и выставка Ханса Руди Гигера (1940-2014), выдающегося швейцарского художника и создателя образа ксеноморфа из фильма Ридли Скотта «Чужой», при содействии посольства Швейцарской конфедерации в Довженко-Центре с 30 мая по 30 июня. В рамках кинофестиваля будет показан и сам фильм «Чужой». Первую киноленту будущей франшизы мир увидел 40 лет назад — в 1979-м. Она навсегда изменила восприятие зрителем жанров «хоррор» и «научная фантастика». Именно Гигер является автором дизайна Чужого — наиболее узнаваемого образа монстра в мировом кинематографе. Благодаря этому художник стал обладателем премии «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты». Кроме этого организаторы предусмотрели для членов жюри, участников и гостей фестиваля ряд самостоятельных кинособытий: скандинавскую панораму, длинные ночи короткого метра Германии, длинные ночи короткого метра Франции, а также украинские премьеры и Фестиваль фестивалей — специальные показы лауреатов и победителей других международных кинофестивалей. Уже известно, что 1 июня будет проходить вручение наград лауреатам 48-й «Молодости», а 2 июня зрители смогут посмотреть фильмы-победители этого года. Итак, на что рассчитывают, так сказать, молодые да ранние в этом году, доверяя оценкам международного жюри? Во-первых, на Гран-при за лучший конкурсный фильм со статуэткой «Скифский олень» (символом кинофестиваля) и денежным вознаграждение в размере 10 000 долларов США. Уже известно, что Гран-при может уехать в Грецию, Францию, Сербию, Данию, Эстонию, Израиль, Германию, Южную Корею, Испанию, Грузию или остаться на Украине. Во-вторых, авторы могут надеяться на призы за лучшие фильмы в каждой категории — за лучший студенческий фильм, лучший полнометражный фильм и за лучший короткометражный фильм. Победители получат вознаграждения в размере 2000 долларов США или эквивалентную этой сумме материальную награду и дипломы жюри. В третьих, приз Molodist teen screen получит тот, кого выберет специальное фестивальное жюри, состоящее из детей 10-14 лет — школьников, проживающих в Киеве. Среди них есть как украинцы, так и иностранцы. Ранее программа называлась «Молодость — детям» и впервые была представлена в 2013 году. В этом году откроет программу этого конкурса украинская кинокартина «Адская хоругвь, или Казацкое Рождество». Автором сценария к фильму является известный украинский сказочник Сашко Лирник, а режиссером — Миша Костров, известный по мультфильму «Никита Кожемяка». Интересно также, что оператор «Адской хоругви…» Владимир Гуевский дебютировал именно на «Молодости» в 1987 году во внеконкурсной программе. В-четвертых, приз конкурса SUNNY BUNNY получит фильм, который должен быть особенно актуальным, волнующим или знаковым для ЛГБТ-сообщества. Можно было бы сказать просто и содержательно «трогательным», однако в этом случае лучше процитировать официальный пресс-релиз. Этот отдельный конкурс существует в рамках «Молодости» с 2001 года и является одним из старейших конкурсов ЛГБТК-фильмов в мире — по крайней мере, вторым по времени возникновения после конкурса в рамках Берлинского кинофестиваля. Тут можно тихо вспомнить о периодически звучащем лозунге про Киев — второй Берлин («так вот оно что, Михалыч») и об одной из задач «Молодости» — подтверждать для Киева статус европейской культурной столицы… Но и это еще не все призы. Отдельно оценивается Национальный конкурс, в жюри которого традиционно входят (отлично сформулировано, учитывая вышесказанное!) украинские телеведущие, кинокритики, режиссеры, продюсеры, искусствоведы и другие представители культуры и искусства, которые выберут украинскую киноленту с актуальной тематикой и наиболее впечатляющей актерской игрой. Вот первые десять фильмов-участников конкурса и их режиссеры: «Йоргос и Поля» Полины Мошенской; FOMO Влада Красинского; «Цвет фасада: синий» Алексея Радинского; «Вдоль Стикса», Марии Стояновой; «Молодой, но это пройдет» Насти Фещук; «Обесцвеченная» Марины Степанской; «ПЖ» Ксении Кравцовой; «Человек с фотоаппаратом» Виталия Кикотя; «Крокодил» Екатерины Горностай; «Психро» Александра Фразе-Фразенко. На фестивале будут также работать жюри FIPRESCI (Международной федерации кинопрессы), в состав которого войдут Клаус Эдер, Виера Лангерова, Антон Филатов, и Экуменическое жюри при участии Лотара Штрюбера и Дитмара Адлера. FIPRESCI — это организация профессиональных кинокритиков и киножурналистов, основанная в разных странах с целью содействия развитию кинокультуры и для охраны профессиональных интересов, установленных Международной федерацией кинопрессы (Fédération Internationale de la Presse Cinématographique — FIPRESCI). Экуменическое жюри назначается экуменической кинематографической организацией «Интерфильм», Всемирной католической организацией для общения SIGNIS и Конференцией европейских церквей. Несмотря на то что членами жюри являются представители католической, протестантской или ортодоксальной церкви, они всегда открыты к межрелигиозному диалогу с иудаизмом, исламом и буддизмом. Это жюри рассматривает как художественное качество фильма, так и религиозную, социальную и гуманистическую проблематику. Предусмотрен и приз Международного фонда «Украина 3000» за развитие украинского киноискусства — этот фонд связан с семьей третьего президента Украины Виктора Ющенко и традиционно поддерживал целый ряд программ в сфере культуры и искусств. Как видно, что-то от этой поддержки дошло и до наших дней. Если же говорить об интересе к фестивалю со стороны соискателей вышеперечисленных наград, то в этом году он получил более двух тысяч заявок на участие из почти ста стран мира. Из них 495 кинолент претендовали на включение в Международный конкурс полнометражных фильмов, 768 — короткометражных и 433 — в студенческий конкурс. За право принять участие в Национальном конкурсе соревновались более 200 украинских короткометражных картин. Среди условий участия — обычный набор уважающего себя и своих участников форума, в том числе обязательства по приему на 3 ночи режиссеров студенческих и короткометражных работ и на 4 — полнометражных, а также пересылку обратно носителей с конкурсными работами. Также фестиваль оставляет за собой право на 3 (три) кинопоказа фильмов конкурсной программы. Для студенческих фильмов предусмотрены еще и показы в течение 2019 года в рамках некоммерческих презентационных программ фестиваля на территории Украины при условии принципиального согласия авторов, а для участников национальной программы — и за пределами Украины на тех же условиях. Зарубежные участники платят оргвзнос, украинские — нет. А вот представителям медиа придется заплатить в любом случае — аккредитация платная: 350 гривен с журналиста. Хотя посещение Фестивального центра «Молодости» — Культурного центра «Кинотеатра "Киев"», — а также Почтовой площади, где будет построен открытый кинотеатр на 500 мест, и официального кинотеатра фестиваля «Баттерфляй DeLuxe» этих денег стоит. Кстати о деньгах. «В этом году поддержка «Молодости» со стороны Госкино существенно выросла и должна составить шесть миллионов гривен», — отметил председатель Госкино Филипп Ильенко (сын знаменитого оператора фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» Юрия Ильенко и брат народного депутата от националистической партии «Свобода»). При этом надо отметить, что во все последние нелегкие годы фестиваль жил и выживал не благодаря всегда недостаточному финансированию, а упорству и преданности одного человека — генерального директора Андрея Халпахчи. Именно он доказал, что для «Молодости» годы не имеют решающего значения. Традиционно спонсором Гран-при и официальным партнером кинофестиваля является лотерея «Лото-Забава». Ее представитель Павел Вайсер говорит: «…для нас поддержка таких социальных проектов — настоящая философия, которую мы демонстрируем уже не один десяток лет». Действительно, для компании азартных игр «демонстрировать философию» означает свято верить законам перехода количественных изменений в качественные и наоборот — по-другому этому бизнесу у своего посетителя не выиграть, а без денег какие уж забавы с кино?

Фестиваль не первой молодости. Кинозабавы без русских слов, но с ЛГБТ и экуменическим жюри
© Украина.ру