Уж простите, господин Паркер!
«Как важно быть серьезным»... Этот спектакль в Театре имени Моссовета на днях выпустил режиссер Виктор Шамиров, фамилия которого для меня в афише — будь то театр или премьера его нового фильма — всегда знак качества. Самая главная черта режиссера Шамирова — тончайшая ирония, и умение по-зощенковски подметить в повседневной жизни ее комедийную составляющую. Стоит хотя бы вспомнить его чудесные фильмы «Упражнение в прекрасном» — о закулисной жизни актерской братии, или «Игра в правду — о не менее «закулисной» стороне дружбы трех закадычных приятелей. Приятно, что к своим персонажам Шамиров относится не «через губу», а с теплой, чуть насмешливой любовью, каждый раз доказывая, что его герои и есть мы — такие вот несуразные, амбициозные, затейливые, порой хитроватые, иногда наивные до глупости. В общем — симпатичные и хорошие люди. В новом спектакле Виктор Шамиров собрал команду ярких, не слишком замыленых сериалами артистов — Владислав Боковин, Станислав Бондаренко, Александра Кузенкина, Юлия Хлынина, Лидия Волкова, Олег Кузнецов, Евгений Данчевский. Ну, и примкнувшую к ним несравненную Елену Валюшкину — Машу из «Формулы любви» Марка Захарова, которая делает свою тетушку Августу холодноватой, прагматичной, практически современной бизнес-леди. Эта самая тетушка и становится камнем преткновения на пути счастья двух блистательных британских джентльменов, которые, скуки ради затеют рискованную игру в псевдонимы, а затем, влюбившись, осознают, что со старой разбитной жизнью придется покончить навсегда. Иногда ведь так важно быть серьезным. Самое удивительное в этом спектакле, что последняя пьеса Оскара Уальда, впервые поставленная аж в 1895 году, в прочтении Шамирова и через 125 лет бьет каждой своей репликой не в бровь, а в глаз. Режиссер в нескончаемом потоке острот Уальда сумел так точно расставить акценты, так ловко и к месту подать перлы этой «несерьезной комедии для серьезных людей», так тонко обыграть каждый зиг-заг сюжета, что зрители, хватаются за животы и буквально сползают от смеха со стульев. И так — два с лишним часа. А искренний смех в театральном зале сегодня — большая редкость. Чего стоят одни только философские замечания, типа «Женщина не знает, чего хочет, но не успокоится, пока это не получит» или «Очень опасно встретить женщину, которая тебя понимает. Это обычно заканчивается женитьбой». Есть в этом остроумном спектакле и ироничные кивки в сторону любимых нами советских кинокомедий — «Ширли-мырли» или «Здравствуйте, я ваша тетя!», в которых упоминание всевозможных тетушек и бабусь — маленьких и больших — придало особый шарм. Вдохновленная шамировским спектаклем, я кинулась пересматривать одноименный англо-американский фильм 2002 года в постановке Оливера Паркера, где играет блистательное созвездие всемирно известных голливудских артистов во главе с Колином Фертом («Король говорит») и Риз Уизерспун («Блондинка в законе»), Рупертом Эвереттом («Свадьба лучшего друга»). И с удивлением обнаружила, что паркеровский фильм в отличие от шамировского спектакля, абсолютно не смешной. Добротный, зрелищный, богатый, какой угодно, но только не смешной... При том же, между прочим, оригинальном тексте Оскара Уальда. Именно в такие моменты и понимаешь, как важно при наличии блестящей литературной основы быть Режиссером с заглавной буквы. То есть режиссером, способным уловить ироничную авторскую интонацию. Шамирову это дано. Остальным — как когда. Уж, простите, господин Паркер!