Войти в почту

8 лучших мультфильмов школы‑студии «Шар», которые стоит показать детям

В начале 90-х мультипликатору Андрею Хржановскому пришла в голову идея — создать школу анимации по принципу мастерских эпохи Возрождения. Ученики работают вместе с преподавателем, имеют доступ к любому мастеру школы, изучают все смежные дисциплины, снимают фестивальное кино, помогают в работе профессиональным мультипликаторам. Идею поддержал Федор Хитрук, а затем и Юрий Норштейн — так и появилась школа анимации «Шар», которая уже четверть века придерживается тех принципов, которые были прописаны ее создателями в 1993 году. После окончания школы выпускники работают в авторской и коммерческой анимации, но сама студия «Шар» занимается только артхаусным, фестивальным кино, стилистическими экспериментами. Среди работ этой студии вы не найдете ни одного «нормального» (в привычном понимании этого слова) мультфильма. Черно-белая рисовка, минимализм, доходящий до примитивизма, необычные куклы, почти пугающий реализм — в фильмографии «Шара» отыщется все, кроме стандартной компьютерной анимации. Как итог — награды Берлинского фестиваля и «Ники», номинации на «Оскар» и Золотую пальмовую ветвь, победы в крупнейших анимационных смотрах России и мира — в Загребе, Хиросиме, Суздале. Уже третий десяток лет студия с честью представляет отечественную мультипликацию на международной арене, но при этом на родине редко попадает на кино- и даже телеэкраны. Мы расскажем о нескольких самых заметных работах студии. «Лев с седой бородой», 1994 год Режиссер – Андрей Хржановский. Музыку написал Нино Рота (композитор Феллини, Копполы и Висконти), сценарий — Танино Гуэрра (сценарист Феллини и Антониони). Фильм выполнен в стиле рисованных мультфильмов позднесоветского периода, таких как «Жил-был пес» (над этими картинами даже работали одни и те же аниматоры). Характерна намеренно упрощенная рисовка: непроработанный фон, искаженные пропорции, недетализованные фигуры героев. Благодаря этому основное внимание уделяется атмосфере и самой истории — грустной притче о стареющем цирковом льве. С годами от него уходит прежняя ловкость, а за ней и слава, поэтому герой начинает острее чувствовать все то, что он упустил за годы работы в цирке, и ощущать горькую бренность бытия. Мультфильм выполнен в приглушенных темных тонах (в основном синих) со вставками агрессивного красного цвета, что подчеркивает трагичную, мрачную атмосферу мультфильма. Работа собрала целый урожай наград, среди которых программа «Особый взгляд» Каннского фестиваля, премия «Ника», приз жюри фестиваля в Хиросиме и «КРОКа». Благодаря популярности мультфильма творческий тандем Хржановский — Гуэрра продолжил свое существование. «Нюркина баня», 1995 год Режиссер – Оксана Черкасова. Стиль рисовки представляет собой сочетание черно-белой графики со скупым использованием фонового цвета, определяющего глубину и настроение кадра. Сюжет основан на уральском обычае перед свадьбой всей родне молодых мыться в бане. Хозяйка бани, баба Нюра, при помощи «разжалованного» языческого бога Банничка подвергает молодых испытаниям. Критики определяли «Нюркину баню» как «потешную и таинственную, теплую и жутковатую, поэтичную и грубоватую» сказку. Фильм собрал огромное количество наград на фестивалях Хиросимы, Загреба, Дрездена, Суздаля, «КРОК». Работой Черкасовой восхищались Эдуард Назаров и Юрий Норштейн, а критики говорили, что по этому мультфильму студенты-аниматоры будут учиться делать настоящее кино. «Долгое путешествие», 1997 год Эротический мультфильм по рисункам Федерико Феллини. Режиссер – Андрей Хржановский, сценарист – Танино Гуэрра. Стиль этой работы значительно отличается от стилистики «Льва»: «Долгое путешествие» похоже на череду резких, четких карандашных набросков, что полностью передает дерзкий характер мультфильма. Картина состоит из фантазийных рисунков Феллини, соединенных простой фабулой — компания друзей едет на некий волшебный остров, где все обретут вечное счастье. В мультфильме можно встретить и самого великого режиссера, и его жену — Джульетту Мазину. Критики отмечают, что авторы фильма проявили огромную деликатность при работе с таким неоднозначным материалом, поэтому мультфильм получился совсем не пошлым, а наоборот — чистым, легким и немного печальным. Фильм получил «Нику» за лучшую анимационную работу. «Полтора кота», 2002 год Биографический мультфильм памяти Иосифа Бродского, в котором смешались события его жизни, его личные воспоминания, рассказы его родных и, конечно, произведения великого поэта. Режиссер – Андрей Хржановский. Фильм сделан в смешанной технике. Биография и творчество поэта Иосифа Бродского показана в документальных кадрах, реальной съемке его родного города, графике и анимации. Ожившие рисунки и наброски самого Бродского с его комментариями перемешиваются с фотографиями его отца, живыми съемками и графикой создателей картины. Фильм собрал премии «Ника», «Золотой орел», «Сталкер», «КРОК», фестивали в Суздале и Кракове. В 2009 году он получил полнометражное продолжение – «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», в котором ко всем вышеперечисленным приемам прибавились сцены с актерами. Обе работы пришлись на период, когда документальные фильмы об Иосифе Бродском вошли в моду — только за нулевые годы их вышло больше десятка, но при этом картины Хржановского остаются самыми известными, популярными и значимыми. «Брут», 2014 год Режиссер – Светлана Филиппова. Фильм сделан по мотивам рассказа Людвига Ашкенази «Брут». Это пронзительная история собаки и ее хозяйки, прошедших через еврейское гетто, а потом и концлагерь во время Второй мировой войны. В фильме использована смешанная техника – сочетание кинохроники с рисованной анимацией. Эта картина важна не только для российской мультипликации, но и для российского кинематографа в целом: до фильма «Рай» Андрея Кончаловского, вышедшего двумя годами позже, в России было как-то не принято снимать кино о холокосте, хотя произведений о Второй мировой войне всегда выходило с избытком. Неудивительно, что «Брут» собрал целый ворох наград и призов главных смотров мира. Возможно, успех фильма Светланы Филипповой тоже отчасти помог снять негласное табу на указанную тему. «Митина любовь», 2017 год Режиссер – Светлана Филиппова. Стиль мультфильма можно описать как черно-белый наивный авангард с кадрами, сделанными углем. Сюжет – простая повседневная история о корабельном мастере Мите, который внезапно встречает свою любовь в театре. Фильм получил гран-при на международном фестивале «КРОК». Несмотря на кажующуся простоту, мультфильм получился довольно интертекстуальным и концептуальным — эта двойственность в принципе свойственна талантливой российской мультипликации. Вспомнить хотя бы «Смешариков» – на первый взгляд, это обыкновенный детский мультик, но какие философские проблемы затрагивают в нем героев? Удивительную способность объяснять сложное в простых образах демонстрируют зрителям Светлана Филиппова и многие другие режиссеры «Шара». «Лола живая картошка», 2018 год Режиссер — Леонид Шмельков. Это история об обычном дне маленькой девочки Лолы. В саду она кормит свои игрушки в выдуманном ресторане, а в доме обслуживает их как парикмахер, ожидая, когда же мама сможет уделить ей немного времени. Во всех начинаниях девочке помогает дух недавно умершего дедушки: он выбирает любимой внучке жениха среди игрушек, он один аплодирует ей после исполнения песни, он пробует ее блюда и он нетерпеливее всех ждет, когда же Лола вернется из города домой. Критики отмечают, что сюжет «Лолы» быстро ускользает из памяти, но ощущение от прикосновения к чему-то настоящему, чувственному и прекрасному остается еще надолго. Фильм отличает упрощенная яркая и четкая рисовка, вдохновленная работами постимпрессионистов. Картина Леонида Шмелькова стала лучшим короткометражным мультфильмом на фестивале в Суздале и была отобрана в лонг-лист фестиваля в Анси — одного из главных событий мировой анимации. Подражание мировым шедеврам тоже можно назвать общемировым трендом — вспомнить хотя бы последний мультфильм о Ван Гоге, в которым посредством рисунка создатели познакомили зрителя с творческим методом художника. Воздействие на зрителя на уровне стиля, подбора красок — самая сильная сторона фильмов студии «Шар». «Волшебный фонарь» Каждый выпускной год студия собирает из лучших дипломных работ альманах «Волшебный фонарь». Всего пока существует 12 выпусков, которые объединяют около 60 дипломных мультфильмов. Среди них особенно выделяется картина «Подкидыш» 2002 года режиссера Андрея Соколова, выполненная в стиле компьютерной анимации. Это веселая сказка о жителях саванны, которые пытались выяснить, кому же из них приходится родственником внезапно появившийся в их землях гепард. «Подкидыш» стал лучшим детским фильмом Суздальского фестиваля, получил награды в Римини и Туапсе. После успеха «Подкидыша» Соколов стал одним из немногих выпускников студии, ушедших не в авторскую, а в коммерческую компьютерную анимацию. Сейчас он работает в студии «Пилот».

8 лучших мультфильмов школы‑студии «Шар», которые стоит показать детям
© КТО?ЧТО?ГДЕ?