Войти в почту

Михалков, искажение исторических фактов и массированная реклама на ВГТРК и «Первом»: рецепт успеха любимых российских кинолент Мединского

Министр культуры Владимир Мединский в своей колонке на сайте РИА Новости заявил, что российские фильмы стали качественнее. По его мнению, они конкурируют в прокате с голливудскими картинами. Daily Storm выявил формулу успеха: промоушен от ВГТРК, небольшое (или значительное) искажение исторических фактов и наличие Никиты Михалкова в числе создателей ленты. Тематика Важной составляющей в формуле успеха российского фильма является тематика — историческая либо спортивная. В своей колонке на сайте РИА Новости Владимир Мединский назвал восемь фильмов: «Т-34», «Лед», «Притяжение», «Салют-7», «Движение вверх», «Викинг», «28 панфиловцев», «Легенда №17». Четыре киноленты из восьми исторические — это фильмы «Т-34», «Салют-7», «Викинг» и «28 панфиловцев». Три картины — спортивные: «Лед», «Движение вверх», «Легенда №17» (последние две ленты можно смело причислить и к историческим тоже). Исключением из правил стал фантастический блокбастер — «Притяжение». Если изучить сюжеты кинолент, то можно заметить интересную деталь, которая касается фильмов, «основанных на реальных событиях»: достоверность фактов, отраженных в кино, не имеет особого значения. Например, кинолента «Викинг», вышедшая в широкий прокат в 2016 году, рассказывает о великом князе Владимире Святославиче. Именно при нем в 998 году произошло Крещение Руси. Однако часть зрителей критиковала картину за то, что фильм был недостаточно достоверным с точки зрения исторических фактов. Некоторые называли средневековый город Корсунь (он же Херсонес) «стерильно чистым» и говорили, что это неестественно. Про «художественное искажение» фактов создателями «Викинга» говорить даже не приходится — они описали историю Крещения Руси на свой лад. Спортивная драма «Движение вверх» (сборы — три миллиарда рублей), посвященная победе советских баскетболистов на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, также попала под удар критиков. Евгений Баженов (Badcomedian) обращает внимание на то, что происходящее в «Движении вверх» не соответствует реальным историческим событиям и характеры спортсменов отражены неверно. Он отмечает, что некоторые сцены — это и вовсе калька с американского фильма «Чудо на льду». Также нельзя назвать исторически достоверным фильм «28 панфиловцев». Фильм повествует о подвиге советских солдат, сдерживающих натиск фашистских войск на подступах к Москве. Однако авторы фильма исключили теорию, согласно которой панфиловцев могло быть гораздо больше, и преподнесли в картине более патриотичную версию событий. Актерский состав Актерский состав — еще один секрет успешного фильма. При этом исполнители главных ролей банально кочуют из картины в картину. В самых кассовых российских фильмах часто можно увидеть Александра Петрова. Он снялся в мелодраме «Лед» (сборы — 1,4 миллиарда рублей), сыграл «вчерашнего курсанта» Ивушкина в военно-приключенческом боевике «Т-34» (сборы — 2,3 миллиарда рублей), антагониста по имени Артем в фильме «Притяжение» (сборы — более одного миллиарда рублей). Второй по популярности (среди актеров топовых фильмов, по версии Мединского) — Данила Козловский. Он снялся в главной роли в двух фильмах из списка Мединского — сыграл нападающего сборной СССР Валерия Харламова в киноленте «Легенда №17» (сборы — 922 миллиона рублей) и князя Владимира Святославича в фильме «Викинг» (сборы — 1,5 миллиарда рублей). Поддержка Возможно, самый значимый фактор — информационная поддержка. В пользу этого как минимум говорит статистика. Большинство фильмов, перечисленных главой Министерства культуры, были сняты при поддержке государственных телеканалов. Шесть фильмов получили поддержку холдинга ВГТРК, один — Первого канала («Викинг»). О том, что производители фильмов отчасти обязаны своим успехам именно государственным холдингам, говорит тот факт, что перед стартом кинопроектов телеканалы устраивали масштабные PR-кампании. Так, например, на сайте Первого канала мы нашли 17 сюжетов, посвященных киноленте «Викинг», продюсером которой выступил генеральный директор телеканала Константин Эрнст. Не отстают от «Первого» и коллеги со второй кнопки: первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский вошел в продюсерский состав фильма «Притяжение», а на каналах холдинга щедро выделяют эфирное время под пиар кинолент. Так, сюжет об успехе фильма «Движение вверх», совмещенный с анонсом фильма «Т-34», занял по хронометражу семь минут. Производитель Взглянув на список киностудий, тоже можно увидеть свои закономерности. В лидерах у российского зрителя чаще всего оказываются ленты, снятые студией «ТриТэ» Никиты Михалкова. Таких фильмов в списке Мединского три — «Легенда №17», «Викинг» и «Движение вверх». Еще два фильма сняла киностудия Art Picture Studio Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского — это картины «Лед» и «Притяжение». Впрочем, и здесь есть исключения. Так, производством фильма «Т-34» занимались киностудия «Марс Медиа» основателя «Централ Партнершип» (принадлежит «Газпром-медиа») Рубена Дишдишяна и компания «Амедиа» миллиардера Леонарда Блаватника. Съемками картины «Салют-7» (сборы — 783 миллиона рублей), рассказывающей об аварии на одноименной орбитальной станции, занимались сразу две петербургские кинокомпании: «СТВ» и «Глобус фильм». Генеральный директор первой — Сергей Сельянов — является соучредителем студии «Мельница». Компания занимается производством мультфильмов с 1999 года. За время своего существования студия выпустила два десятка картин. Самые известные — серия мультфильмов «Три богатыря», «Карлик Нос» и «Лунтик», выпущенный совместно с телеканалом «Россия». «СТВ» и «Глобус» известны тем, что снимали фильм «История одного назначения», в который 60 миллионов рублей вложил глава РОСНАНО Анатолий Чубайс. Исключение в этой подборке — картина «28 панфиловцев», которая стала настоящим феноменом в российском кино. Изначально деньги на съемки фильма собирали при помощи простых людей, на краудфандинговой платформе boomstarter. Таким образом команда под руководством режиссера Андрея Шальопы рассчитывала собрать 300 тысяч рублей на съемку трейлера к фильму. Но в итоге удалось получить 34 миллиона рублей. К краудфандингу добавили свои средства российский Минкульт и Министерство культуры Казахстана. «Этих денег все равно не хватало, и в итоге нам пришлось выбирать — либо мы прибегаем к частным инвестициям, либо мы кино не снимаем. И поэтому очень ощутимая часть денег — это деньги компании Gaijin Entertainment (разработчик игры War Thunder. — Примеч. Daily Storm), и эти деньги надо вернуть», — рассказывал в интервью РИА Новости Андрей Шальопа. Тем не менее это не сказалось на прибыли. При бюджете в 150 миллионов рублей в прокате картина собрала более 385 миллионов рублей.

Михалков, искажение исторических фактов и массированная реклама на ВГТРК и «Первом»: рецепт успеха любимых российских кинолент Мединского
© Daily Storm