Денис Макаренко: «Однажды на Каннский фестиваль я пришёл в кроссовках. Охранник меня не пустил.»

Для нижегородского фотокоррепондента Дениса Макаренко это уже 21-й фестиваль. Денис снимает звёзд первой величины, его работы покупают не только иностранные журналы, но и сами герои этих снимков. В начале мая в отеле Шератон открылась персональная выставка фотографа «Рисую светом». О том, как снимать Анджелину Джоли и Роберта Де Ниро, о секретах необычных кадров, тайну которых безуспешно пытаются разгадать конкуренты, Денис Макаренко рассказал «Нижегородской правде». — Многие говорят, что у вас оригинальный стиль, который тяжело повторить. Как вам удалось его найти? — На фестивалях всегда бывает куча репортёров, которые фотографируют одинаково. Кто-то эмоцию поймал или часть голого тела. Я смотрю, у него и у меня одинаковые фото. А чем отличаюсь я? Не было роста, поэтому решил придумывать что-то. Так появилась своя световая схема. Ну и важно ещё поймать атмосферу. Фотографы обычно используют вспышки. Я её ещё в 2013 году снял с камеры. Поэтому пользуюсь только светом от вспышек чужих фотоаппаратов. Главное — нужно знать, куда встать, и когда другие нажмут на кнопку. — От других вспышек не идёт постоянный свет, там же только импульсно… — А я интуитивно понимаю, когда надо фотографировать. У меня фотоаппарат притормаживает иногда. И когда кто-то снимает серийной съёмкой со вспышкой, я ловлю эти моменты. Иногда спонтанно получается. Как-то фотографировал фестиваль в Берлине, менял баланс белого, чтобы погасить красный. Получился синий оттенок. И потом забыл переключить. А тут актёр Идрис Эльба идёт, он афроамериканец. И на фото у него с синим фоном получилась идеального цвета кожа. Теперь я афроамериканцев только в синем снимаю.— Если в Каннах такое количество фотографов, их работы перед фестивалем тщательно отбирает комиссия. Вероятнее всего, туда приходят люди с опытом. Как вам удалось всех перехитрить? — Потому что мне нравится кино. Я чувствую всех актёров и режиссёров. Я их всех знаю по именам. Даже в какой-то степени любовь у меня к ним. Кого-то я видел в интересных ракурсах в кино и пытаюсь повторить с ними это в жизни. Это называется «попал в тему». — Получается, у вас приоритете в вашем увлечении — именно кино, а фотография — это лишь инструмент? — Может быть… Нет, я люблю фотографировать. Расширяю рамки: снимаю не только артистов, снимаю в путешествиях, местную архитектуру. Пытаюсь видеть объект так, как его не видят другие. Когда отдыхаю от них , я снимаю природу.— Что в вашей жизни появилось первым: кино или фотография? — В седьмом классе я увлёкся кинематографом. Собирал наклейки, журналы с кинозвёздами. Смотрел фильмы разные и даже в свою книжечку ставил им оценки. Потом появился фотоаппарат «Зенит». Что-то проявлял, но меня это совершенно не увлекало. После того, как я начал смотреть кинематограф, стал замечать, где хорошие картинки, а где — не очень. Даже в самых элементарных фильмах, советских — например, в «Девчатах» , там же обалденный свет. Видимо, кино в павильоне снимали. Позже стал узнавать хороших операторов, следил за ними. Ведь есть фильмы, в которых вообще из операторской работы ничего нет. Ну средний человек снимал, ничего необычного. Например, «Невезучие» . Свет же там не главное. А «Летят журавли» ? Там не столько разговоры важны, сколько свет. Почему Марлен Дитрих во всех фильмах красивая? Даже не красивая, а идеальная. Она сама эту схему света ставила, то есть как оператор работала. Главная задача у неё была — не сыграть, а чтобы был свет правильный. Поэтому даже в 60 она прекрасно выглядела в кадре, ведь свет может омолодить кого угодно.— А как вы оказались на Каннском фестивале? — Первый раз я поехал в 1999 году просто как турист посмотреть, что такое Каннский фестиваль. Подмечал, какой фотоаппарат нужен, чтобы снимать там. Жил в Ницце и каждый день как на работу ездил в Канны. Пробирался на фестиваль обходными путями, потому что самое главное было — поймать атмосферу праздника. По дресс-коду там строго: чёрный смокинг, ботинки, бабочка. Один раз уже в качестве фотографа я пришёл в чёрно-синих полукроссовках. Охранник меня не пустил. Я пошёл с другого входа — там не заметили, я прошёл. За гостями, которые на дорожку выходят тоже следят. Известный режиссёр Косте-Гаварс как-то пришёл без бабочки. Его заворачивают охранники, они же не всегда всех звёзд в лицо знают, говорят ему, что не положено без бабочки. У человека Оскар, а его заворачивают охранники. Но распорядители фестиваля быстро разобрались. — На каких фестивалях вы чаще всего бываете? И куда легче попасть фотографу? — Я больше всего люблю Берлинский фестиваль. Там всегда получается то, что задумал. Потом Канны и Венеция. Там удобнее работать со светом. В Канны попасть сложно. В Берлин легче, да и недорого доехать. Он мне больше нравится, потому что самый демократичный. Там тебя не обыскивают и можно договориться, если нужно попасть на конкретное мероприятие. Организаторы перед фестивалем объявляют об аккредитации на своём сайте. Нужно ловить это время. Туда надо написать письмо от редакции и предоставить свои материалы по тематике, то есть фото звёзд, актёров. Потом комиссия выбирает, кого нужно пригласить, а кого — нет. Если понравились, они пишут, когда приезжать. Помогают оформлять визу. Я всегда аккредитовываюсь от «Телесемь».— Как проходит рабочий день для фотографов на Каннском фестивале? — В 7 часов вечера начинается красная дорожка. Все идут смотреть фильм. В это время фотографируют около 200 репортёров. На фестивале для них специально свет настраивают, всё продумано. Когда фильм заканчивается, гости спускаются к машинам — это моя самая любимая съёмка, на которую всегда хожу. У звёзд уже лоск спал, более живыми стали. Они крутятся и вертятся перед камерами. — Один из ваших знаменитых снимков — Николь Кидман и её руки. Его много обсуждали в сети. Как удалось сделать такой кадр? — Николь Кидман скромная, но эмоциональная. И она давала интервью, я её в этот момент снимал. Её спрашивают что-то про фанатов. А она складывает руки у лица и говорит: «Я их так люблю». Но она всегда с руками попадает. Обратите внимание, лицо у неё без морщин, а руки, будто прачкой работает. Это потом начали обсуждать в сети. Или снимок Роберта Де Ниро. Как актёр он гениален, может сыграть что угодно. А в жизни он никакой, у человека никогда на лице нет эмоций. Везде он одинаковый. И я думаю, как же так — большой человек и у меня нет его фотографии. С каждым человеком я хочу поймать всегда какой-нибудь идеальный кадр с эмоцией и светом. И я просто стал ждать. Де Ниро отошёл, репортёры переключились на другого актёра. И тут Де Ниро расплылся в улыбке от происходящего, даже язык высунул. Я вспомнил этот кадр из «Однажды в Америке», когда он в дыму от кальяна также расплылся в улыбке.— А как герои реагируют на ваши фото? — Обычно я беру с собой свои фотографии звёзд, чтобы они их подписали. Или, например, был случай с Патрисией Каас. Её фотографию и ещё несколько снимков других звёзд наш Драмтеатр попросил, чтобы сделать выставку. Потом оказалось, что оттуда пропала моя фотография как раз Патрисии Каас. Думаю, ладно, кому-то понравилась. Потом Патрисия Каас приехала в Нижний Новгород с концертом. Мои знакомые пробрались к ней в гримёрку и видят, как какой-то человек вытаскивает ей эту фотографию 30 на 40, чтобы подписала. Она стала её внимательно рассматривать, а потом счастливая расписалась. — Где потом появляются ваши фото с фестивалей? На каких обложках красуются? — Когда у меня покупают фотографии, я не знаю, где они потом будут. Уже когда выезжаю с фестиваля в аэропорт, покупаю журналы. Иногда нахожу свои фотография. Есть фан-клуб Роберта Патиссона, в друзья недавно ко мне добавились в соцсети. Они постоянно мои фотографии выкладывают у себя. А Патиссон всегда у меня хорошо выходит, вот иногда даже не хочу, а выходит — какой-то фотогеничный. Однажды зашёл к ним на сайт и там: «А вот фотографии с Берлинского фотографа нашего любимого фотографа Дениса Макаренко». — Почему решили выставку организовать? — У меня в этом году 20 лет поездок на фестивали. Поэтому в честь юбилея решил устроить выставку. Договорился с Дмитрием Володиным, решил здесь разместить… Вот эту фотографию снял в 2004 году на пленку. . Джоли появилась почти первый раз в Каннах. Тогда «Лара Крофт» только вышла, Джоли была на пике популярности. Пришла в смокинге, все были в основном в платьях длинных — дресс-код же. Уже потом, когда она приехала в Москву на премьеру одного фильма, я распечатал этот портрет и взял его с собой. Тут надо ещё знать, когда подойти, чтобы охрана зазевалась. Я говорю: «Анджелина, можно автограф?». Она: «Давай». Я разворачиваю перед ней и она расписывается. — Как ценитель кино, назовите три любимых фильма? — «Пролетая на гнездом кукушки» — в 1988 году посмотрел, когда из армии ехал. Фильм стал потрясением для меня. Такого уровня у нас почти не было. Потом классика — «Скромная война в Буржуазии» . И «Догвилль» . Это три моих любимых фильма вот уже последние 15 лет.

Денис Макаренко: «Однажды на Каннский фестиваль я пришёл в кроссовках. Охранник меня не пустил.»
© Нижегородская правда