Войти в почту

Зачем Фонд кино «зажал» часть денег

Любопытная ситуация сложилась вокруг проектов, представленных на соискание грантов Фонда кино. Мы дожили до очевидного, но невероятного события - впервые Фонд «прокатил» значительную часть поступивших заявок! Причем, тут важен сам мотив отказа - «низкое качество» проектов. Хотите цифр? Пожалуйста. Фонд Кино поддержал 18 из представленных 126(!) картин, выдав 2.5 миллиарада рублей из возможных 3.5. Каково? !А остальные деньги? А остальные оставил, как «заначку» на осень, объявив дополнительный конкурс, на котором эти средства будут распределены, но уже среди не столь крупных студий. Естественно, вызывает недоумение: а откуда, вдруг, такая требовательность? И что за ней стоит? Отметая фантастическую мысль о том, что кинотеатры, наконец, зафиксировали падение интереса в народе к тому, что мы не совсем корректно называем ругательным словом «блокбастеры», пытаюсь найти мало-мальски приемлемое объяснение явлению. Может быть, сказался приход нового исполнительного директора Фонда Кино Вячеслав Тельнова, имеющего несколько другие приоритеты? Помните, в конце прошлого года в Фонде поменялось руководство? По слухам, конфликт, который тогда вспыхнул между прежним руководителем Фонда Антоном Малышевым и Владимиром Мединским, заставил Малышева подать заявление об уходе. А появление «новой метлы, которая по-новому метет» - всегда потенциальная опасность. По каким критериям она будет мести (то есть распределять средства), неясно, поэтому, возможно, многие кинематографисты и решили подстелить соломку - подать заявку в Минкульт, а не в Фонд кино. За это предположение - и факт того, что Минкульт в этом году получил 197 заявок, что значительно больше, чем в прежние годы, а в Фонд кино в то же время их поступило в полтора раза меньше, чем в 2018-м. Но, возможно сказалось то, что многие кинематографисты окончательно потеряли надежду на Фонд кино. Некоторые из знакомых мне достаточно крупных режиссеров с грустью говорят, что даже и не пытаются участвовать в соискании гранта этой организации. Поскольку заранее уверены, что им « не светит». Все ведь понимают, что за право быть профинансированными на этом поле традиционно борются титаны - 10 крупнейших кинокомпаний страны, мейджоров. Чего уж тут соваться? Фонд Кино поддерживает фильмы чисто коммерческие, масштабные, которые после выхода на экраны, кстати, чаще всего подвергаются критике за картонность персонажей и трафаретность сюжетных ходов. Особенно это касается военных картин. А Минкульт в это же время делает ставку на кино авторское. Кроме того, и директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова в последние годы активно демонстрирует желание поддерживать качественное жанровое российское кино – тоже, вселяющее надежду обстоятельство. Но интересно другое: как соотносится информация о низком качестве представленных заявок, с тем, что министр культуры Владимир Мединский постоянно доносит до нас мысль о том, что «уровень доверия к отечественным картинам со стороны российского зрителя неуклонно растет»? Вот ведь в прошлом, рекордном для индустрии году, по данным, 30% зрителей, посетивших кинотеатры, выбрали именно наши картины. А это и есть те самые «коммерчески успешные» фильмы, которые финансирует Фонд кино, и качество заявок на которые в этом году непозволительно низкое… Так что же это за парадокс? Вряд ли кто-то сегодня возьмет на себя смелость быть истиной в последней инстанции, комментируя это явление. Чтобы сделать окончательные выводы о том, какова же реальная ситуация, все-таки придется дождаться осеннего питчинга. Тогда паззлы картины сложатся в реальное полотно – что именно происходит с нашем кино, с нашим прокатом и нашим зрителем.

Зачем Фонд кино «зажал» часть денег
© Вечерняя Москва