Войти в почту

Испорченное кино: почему спойлеры убивают эмоции

Вспомните то время, когда человек проводил досуг, глядя не в экран смартфона, а читая книгу. Например, детектив с хитрыми переплетениями сюжета, увлекающего потрясающей атмосферой таинственности, где до конца не знаешь, кто хороший, кто плохой, кто выживет, а кто лишится жизни. Казалось бы, никто не сможет помешать полностью погрузиться в интересное чтиво и как можно быстрее добраться до финала, как на горизонте появляется сомнительный тип, уверенно подсаживается к вам и произносит всего одну фразу: «Убийца — дворецкий». Спойлеры существовали всегда. Просто раньше их называли по-другому, и распространялись они не так быстро, как это происходит сейчас. Некоторые сюжетные повороты, придуманные десятки лет назад, уже трудно называть спойлерами как таковыми. Допустим, «гибель» великого сыщика Шерлока Холмса у Рейхенбахского водопада или культовая фраза «Люк, я твой отец» (хотя на самом деле Дарт Вейдер произнёс слова «Нет. Я – твой отец»). Последняя превратилась в шутку и интернет-мем, известный даже тем, кто не увлекается «Звёздными войнами». Однако в 80-е многих поклонников саги она повергала в шок. Как-то исполнитель роли Люка Скайуокера Марк Хэмилл обмолвился, что он был одним из трёх людей, знавших об этом сюрпризе, поскольку в оригинальном сценарии был прописан фальшивый диалог. Необходимость хранить этот секрет стала для меня тяжёлой ношей, — признался актёр. Происхождение Дарта Вейдера так тщательно скрывалось ото всех вплоть до премьеры «Империя наносит ответный удар», потому что создатели ленты знали — эффект от сказанного будет сопоставим со взрывом атомной бомбы. А теперь представьте, каково было людям, которые узнавали об этом в очереди за билетом на фильм. Знание — сила Прошло почти 40 лет, и с появлением повсеместного и быстрого Интернета люди стали бояться спойлеров ещё больше, ведь на них можно неумышленно наткнуться буквально везде: зашёл посмотреть новую фотографию друга на Железном троне в Instagram, а в описании к ней он почему-то решил рассказать, что же произошло в вышедшей серии. Так уж получилось, что минувший апрель принёс с собой две самые ожидаемые премьеры года — последний сезон «Игры престолов» и «Мстители: Финал». Первый бьёт рейтинги, а второй вот-вот станет самым кассовым фильмом в истории кино. Ажиотаж вокруг этих проектов не поддаётся никаким сравнениям, однако вопреки бытующему мнению, зрителям не стоит оценивать уровень ленты по числу спойлеров, которые выкладываются в Сети. Кинокритик Василий Корецкий считает, что по ним можно скорее оценивать сложность интриги. Чем больше спойлеров, тем больше в кинокартине клиффхэнгеров – моментов, когда действие прерывается на самом интересном месте. Такой прием часто используется в сериалах, когда серия обрывается на самом интересном месте, и мы ждем, что будет дальше. Клиффхэнгер также может быть внутри фильма, к примеру, когда мы видим историю глазами разных героев и сюжетные линии сменяют друг друга, — рассказал Корецкий. Шумихой вокруг ленты вкупе с озабоченностью поклонников спойлерами пользуются шутники, решившие раскрыть сюжетные повороты всем подряд. Например, китайский зритель сделал это прямо в кинотеатре, после чего ему понадобилась медицинская помощь. Директор Клиники лечения депрессий и фобий, врач-психотерапевт Андрей Каменюкин считает, что такая реакция на спойлеры является симптомом более серьезного состояния человека. Допустим, если у человека есть невроз или личностное расстройство, то в сочетании с его страхом спойлеров это может приводить к подобной реакции. Условно говоря, это не проявление поведения нормального человека, а это уже следствие того, что у него есть какие-то психологические проблемы, которые в сочетании со страхом спойлеров приводят именно к такому реагированию, — отметил Каменюкин. Эксперт добавил, что, к примеру, человек у которого есть депрессия, может, смотря эмоциональный фильм, подключиться к переживанию героев, и у него будет снижаться настроение. Симптоматика будет обостряться, так как он более чувствителен к такого рода стимулам. Ситуация со спойлерами может быть связана с тем, что у человека есть какие-то личностные проблемы и когда что-то идет не так, как ему хотелось бы, он очень категорично и резко на это реагирует, — добавил врач-психотерапевт. Те, чей инстинкт самосохранения работает куда лучше, чем у китайского зрителя, действовали умнее, создавая отдельные посты либо делясь спойлерами прямо в комментариях. Особо находчивые спрятали их в анимациях. Немало пользователей позже рассказывали, что всего лишь хотели посмотреть на танцующую красивую девушку, а вместо этого за пять секунд узнали всю концовку «Мстителей» или последней серии «Игры престолов». Особую популярность в последнее время также получили так называемые «спойлеры без контекста», своеобразные киноребусы. Впервые они были замечены в Сети несколько лет назад, но пользователи постоянно возвращаются к этому мему, когда очень громкая премьера в очередной раз штурмует кинотеатры. Понять их, не посмотрев фильм, практически невозможно, но всё же не советуем искать расшифровку. Причины страха Избежать спойлеров можно, но сделать это людям с активной цифровой жизнью очень сложно. Некоторые крупные паблики грешат тем, что публикуют важную сюжетную информацию в статусах и на стенах без специальной пометки, другие вскоре после выхода картины на широкие экраны выкладывают ролики, которые запросто могут оказаться в разделе рекомендованных видео. Даже известные интернет-издания допускают оплошность, раскрывая главную интригу блокбастера прямо в заголовке. Вопрос снятия эмбарго со спойлеров до сих пор остаётся актуальным, поскольку ни зрители, ни критики не могут определиться с тем, когда же можно открыто и без опаски обсуждать повороты сюжета. Из-за подобных инцидентов часть пользователей решается на время полностью отказаться от Интернета, а те, кто по разным причинам сделать этого не могут, начинают испытывать постоянный стресс от новых публикаций или обсуждений в комментариях. Тем не менее, по словам директора Клиники лечения депрессий и фобий, боязнь спойлеров еще не достигла такой распространенности и такого влияния на жизнь человека, чтобы быть в категории состояний, которые мешают ему и являются болезненными. Если говорить о бытовой причине, то можно сказать, что боязнь спойлеров связана со страхом разочарований. Человек имеет свою картинку в голове, своё представление того, как будет развиваться сюжет. И когда он узнаёт информацию о том, что в действительности будет происходить в сюжете, это может противоречить его ожиданиям. Второй механизм – человек может защищать себя от утраты эмоциональности при просмотре фильма, потому что, когда человек не знает, что будет происходить, он реагирует живее и острее. Вывод — в основе лежит страх разочарования и снижения уровня эмоционального отклика, — считает Каменюкин. Корецкий сравнил просмотр фильма с американскими горками: спойлеры просто сделают рельсы ровными. В чем смысл? Пейзаж может быть красивым, но вы же пришли за ощущениями, — подытожил кинокритик. В то же время спойлеры могут испортить далеко не каждое кинопроизведение. Корецкий заметил, что есть фильмы, в которых сюжет – не главное. В такую категорию попадают, например, артхаусные ленты. По словам критика, смотря такие кинокартины, подготовленный зритель примерно понимает, куда всё идет, так как существуют определенные жанровые каноны, но если говорить о сериале, то спойлер, конечно, может его испортить. С другой стороны, узнав главную интригу фильма, зритель может полностью разочароваться в нём, в решении создателей выбрать именно такой исход. Но, опять же, в этом случае стоит учитывать жанровую принадлежность картины. У произведения искусства могут быть разные цели и разные правила. Если говорить о детективном фильме, и вы знаете, кто убийца, то теряется весь смысл и драйв, — заключил кинокритик. Однако, к примеру, в триллере, по словам Корецкого, хоть зритель зачастую и обладает большей информацией, чем герой и в каком-то смысле у него есть спойлер, он всё равно знает столько, сколько автор позволяет ему знать.