Войти в почту

Исполнилось 30? Адьес, амигос

Некоторые инициативы Министерства культуры порой напоминают попытку общения людей на неизвестном языке. Какие-то знакомые слова проскальзывают, но общий смысл как-то дробится и ускользает от понимания. Вот только что прочитала любопытное сообщение на одном из профессиональных киносайтов. О некотором документе, который сегодня лежит на регистрации в Министерстве юстиции России. И содержит этот документ приказ Минкульта России, вносящий коррективы в процесс получения денег дебютантами на производство фильмов. Министерство культуры в последние годы нас вообще не перестает «радовать» различными планами. То придумает ввести чудовищный сбор пять миллионов рублей за возможность выхода фильма в российский прокат (за так называемое прокатное удостоверение). То порадует протекционистской кинополитикой: прокатное удостоверение иностранной картине «приподзажмет», а дорогу российской ленте расчистит. Да так расчистит, что кинотеатры эту российскую картину вообще на экраны не выпустят, организовав бойкот. Подчас эти «неаккуратные» действия напоминают сцену из классической пьесы: «Вот стоит стол на четырех ножках, хорошо стоит, дай попробую поставить его вверх ногами». Так ведь, кажется, у Островского было? Возвращаясь к упомянутому документику: самое интересное в нем то, что, согласно новым правилам, среди дебютантов рассчитывать на финансовую поддержку теперь смогут лишь режиссеры, возраст которых не превышает... 30 лет. А если вы разменяли четвертый десяток, то адьес, амигос! Вторым ограничением в этом же документе является то, что режиссер-дебютант к моменту съемок непременно должен иметь профильное образование. При этом упоминается некий список привилегированных образовательных учреждений, согласно которому предпочтение будет отдаваться студентам и выпускникам ВГИКа и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Казалось бы: замечательная инициатива! Едва оперившаяся молодежь получит наконец-то возможность снимать кино. Только вот режиссура — профессия, требующая наличия некоторого жизненного опыта. И большинство самых известных российских режиссеров дебютировали как раз тогда, когда им было уже перевалило далеко за 30. Кстати, многие из них к тому времени не имели профильного образования, а кое-кто не имеет его до сих пор. Вспомним хотя бы Андрея Звягинцева, обладателя призов Канн и Венеции за дебютную картину «Возвращение», который снял ее лишь в 39 лет. А Алексей Федорченко (его фильм «Война Анны» появился на экранах в майские празники) свою дебютную картину «Первые на Луне» снял в 38. Кстати, имел он на тот момент образование экономиста. Будучи продюсером, срежиссировал «Первых на Луне» лишь потому, что на этом фильме не оказалось достойного режиссера. Что не помешало «Первым на луне» взять приз «Кинотавра» и получить «Белого слона» от Гильдии киноведов и кинокритиков. Вот и Кирилл Серебренников тоже дебютировал в качестве режиссера полнометражного кино, закончив лишь физический факультет Ростовского университета. А Михаил Сегал выпустил свой первый полнометражный фильм Franz + Polina, когда ему исполнилось 33 года. Его картина триумфально прошла по фестивалям Германии, Франции, Швейцарии, Канады и Китая. Самое парадоксальное — то, что если нововведения все-таки будут одобрены, то Минкультуры РФ собирается проводить сразу два конкурса. Первый — вышеописанный, второй — на прежней основе. И что именно тогда при таком двойном раскладе соискатели выигрывают — остается загадкой.