Смерть кинозвезды: «Фрэнки» Айры Сакса
Ранним утром из отеля выходит женщина. Пожилая, но эффектная, с прямой спиной и уверенной походкой. Она снимает халатик, скидывает топ купальника и ныряет в кристально прозрачную воду бассейна. «Что же вы, в отеле увидят, сфотографируют», — ужасается подошедшая девушка. «Да и пусть, я очень фотогенична», — отрезает женщина. Это Франсуаза, звезда французского и голливудского кино. Для друзей и близких просто Фрэнки. Она приехала в Синтру, туристическую жемчужину Португалии, и пригласила семью. Вместе с Фрэнки приехал её муж, грузный Джимми (Брендан Глисон), первый муж Мишель (Паскаль Греггори), сын Фрэнки от брака с Мишелем, невротик Поль (Жереми Ренье), дочь Джимми от первого брака Сильвия (Винетт Робинсон), её муж Иен (Арийон Бакаре), их дочь Майя (Сеннья Нануа). Супружеские узы Иена и Сильвии трещат, как рубашки на Брендане Глисоне, и Сильвия тайком от мужа ищет квартиру. Поль готовится уехать в Нью-Йорк, но до сих пор тоскует по женщине, с которой расстался два года назад. В надежде свести Поля с новой дамой сердца, заботливая Фрэнки приглашает свою подругу Айлин (Мариса Томей), умную и симпатичную стилистку из Нью-Йорка. Но Айлин прибывает с грузом, оператором Гари (Грег Киннир), который был в Испании, снимал «Звёздные войны», а Джордж Лукас достаточно щедр и теперь он может позволить себе отпуск в Синтре. «Фрэнки» Тот факт, что Айра Сакс и Маурисио Закариас, написавшие сценарий, не в курсе, что Лукас не имеет отношения к «Звёздным войнам» несколько лет, говорит о некой отстранённости авторов от современного мира. Пожалуй, в 2019-м последнее, что хочется видеть в конкурсе Каннского фестиваля, это история умирающей от рака кинозвезды, которая намерена напоследок навести порядок в семье, поддержав сына и устроив новую личную жизнь мужа. Кино при этом напоминает Вуди Аллена, как если бы тот растерял всё своё ехидство и начал писать диалоги в стиле «Милая, я давно научилась не путать любовь и деньги». Изабель Юппер великолепная актриса, и даже самый посредственный фильм с ней кажется хорошим. Однако здесь она работает на автомате, не прилагая ни малейших усилий. Можно было бы подумать, что играть на втором языке (по большей части Фрэнки здесь общается на английском) актрисе сложно, но это не так — мы видели, насколько эффектна Юппер в англоязычной чёрной комедии «В объятиях лжи». «Фрэнки» Картины из основной каннской программы не существуют в вакууме и не оцениваются сами по себе. Оценка всегда идёт в связи с соперниками и на фоне фильмов Терренса Малика, Селин Скьямма, Клебера Мендосы Фильо «Фрэнки» теряется и тонет из-за собственной заурядности. Причина, по которой фильм оказался в конкурсе — французский продюсер Саид бен Саид, который давно мечтал поработать с Саксом. Саид продюсировал такие фестивальные хиты как «Карта звёзд» Дэвида Кроненберга, «Она» Пола Верховена, «Синонимы» Надава Лапида и уломал нью-йоркца Сакса снимать новый фильм в Европе. Сомнительное решение, но оно гарантировало режиссёру путь на главный кинофестиваль. «Фрэнки» страдает от страшной сентиментальности Сакса, который после сорока лет осознал собственную смертность, похоронив нескольких друзей. Примерно от этой же проблемы страдает картина Педро Альмодовара «Боль и слава», но в отличие от Сакса, у нее есть хотя бы проблеск оригинальности. «Фрэнки» со своими роскошными пейзажами — от замков в тумане до живописных пляжей — кажется снятой по заказу мэрии Синтры агиткой. Приехать туда хочется примерно сразу, после того как герои покинут экран. Но если при этом рядом окажутся герои из «Фрэнки», надо будет бежать подальше — с ними будет ужасно скучно.