Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Комната желаний
Комната желаний
Детектив, Фантастика, Драма
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Между нами музыка
Между нами музыка
Мелодрама, Музыкальный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Почему большинство качественных российских фильмов оказывается за рамками проката 

Почему большинство качественных российских фильмов оказывается за рамками проката
Фото: Вечерняя Москва
Авторские фильмы и  оказались в числе претендентов на получение премии ТЭФИ, которую вручали 22 мая в столичном Музее Победы. Между тем у авторского кино в России — сложная судьба. Сегодня оно если не задвинуто в угол, то пребывает в положении падчерицы, которую не оберегают, а лишь терпят, соблюдая приличия. И если такое кино и появляется на экране, то лишь точечно и на глубокой периферии.
В России в отношении авторского кино по-прежнему нет внятной прокатной государственной политики, отсутствует эффективная стратегия его продвижения со стороны государства. Но тем не менее ни это обстоятельство, ни рекомендации сверху в выборе «проходных» тем не могут повлиять на наличие прослойки режиссеров, готовых к экспериментам на экране и способных на них. Зрители же нутром чувствуют, насколько обеднеет палитра отечественного кино без авторской сложносочиненной краски. И с удовольствием смотрят игнорируемые прокатом авторские новинки на отечественных кинофестивалях, которые за годы стали главной площадкой, открытой для альтернативного искусства.
Сегодня наши эксперты рассказывают о наиболее достойных картинах авторского кинематографа, которые в последние годы оказались за пределами внимания широкого проката, и размышляют над тем, какими путями авторское, в том числе и артхаусное кино, может пробиться к зрителю.
— В последние десятилетия все лучшие российские фильмы с точки зрения искусства так или иначе оказались вне проката, — констатирует , программный директор Московского международного кинофестиваля и действующий президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. — Яркий тому пример — , снятая год назад, которая добралась до нашего зрителя только к маю нынешнего года. При этом лента за год взяла все возможные фестивальные призы. На самом деле это — болезнь общая. Прокат носит жесткий коммерческий характер, существует очень острая конкуренция. Российские фильмы, которые делаются в рамках популярных жанров, оказываются конкурентоспособными, всячески поддерживаются всякими мерами того же Министерства культуры. В то время как российские фильмы, которые пользуются международным признанием, оказываются в результате за бортом нашего проката.
А это значит, что миллионы, которые оказываются единственным критерием качества при современной экономике, эти фильмы, увы, не приносят. Вот такой парадокс. Программный директор самого крупного кинофестиваля в стране размышляет над тем, как исправить эту ситуацию.
— Я думаю, — продолжает Кирилл Эмильевич, — что сегодня данную проблему можно решить лишь созданием параллельной системы клубного проката для всех людей, которые интересуются настоящим кино. И расширением этой системы при всех киноклубах, в частности — при всех высших учебных заведениях России. Наиболее сложная задача тут — установить законные рамки для этой идеи. То есть финансово поощрить людей, которые этим занимаются и показывают авторские картины, причем не только отечественные, но и зарубежные, представляющие мировую кинематографию.
Для любителей хорошего умного кино Кирилл Разлогов предлагает свой список фильмов, получивших крупные международные премии на ведущих кинофорумах мира, которые надо непременно посмотреть.
— Это  и «Левиафан» Звягинцева, — комментирует он. — Это все современные якутские картины, которые прошли мимо большого проката и либо не выходили на экран совсем, либо выходили маргинально. Это картины других региональных кинематографий, к которым столь высок сегодня интерес на фестивалях.
Член академий ТЭФИ и «Ника», консультант Венецианского биеннале по вопросам кино продолжает список, начатый Кириллом Разлоговым.
— Давайте я тоже перечислю фильмы, которые обязательно нужно посмотреть, если их кто-то еще не видел. Это «Шапито-шоу»  — отличная картина, у которой не было нормального проката. Она совершенно уникальна, на мой взгляд, тем, что показывает то, о чем думает современный молодой человек, показывает то, как он мыслит. Тем более что ее молодой герой — человек без рамок, стандартов, абсолютно свободный. Вторая картина, достойная внимания, — это «Милый Ханс, дорогой Петр» , незаслуженно обойденная вниманием проката. Она рассказывает о событиях, предшествовавших началу Великой Отечественной, и требует активного соучастия зрителя. Фильм блестяще снят. Сейчас, кстати, мы ждем новый фильм Александра Миндадзе «Паркет», и его тоже не стоит пропускать (сюжет «Паркета» разворачивается вокруг танго-клуба, где встречаются мужчина и его бывшая возлюбленная, которую он не видел целых 25 лет. Между героями снова вспыхивают чувства, которые постепенно трансформируются в любовный треугольник. — «ВМ»).
Это, безусловно, и фильм «Мешок без дна» — картина долгоиграющая, которая, будучи показана на ММКФ в конкурсной программе в прошлом году, всегда останется актуальной. Она не привязана к какой-либо эпохе как любое живописное произведение. Потому что когда человек снимает фильм как художник — а живописные работы художника Хамдамова висят сегодня в , — то он и мыслит соответственно. «Мешок без дна» будут смотреть, пересматривать и что-то такое в нем находить, открывать заново, а это мне кажется очень важным.
Стоит посмотреть и фильмы молодого режиссера . В прошлом году она показала нам свою дебютную ленту «Ню», а сейчас снимает фильм совсем другого рода. Ян Гэ в центр своей новой истории «Троица» поместила такие понятия, как измена, верность и вера. Эта картина — о чудачестве, игра превращений сюжета в музыку, музыки в сюжет, внешне слегка фривольный, который перерастает в настоящую драму с привлечением всех возможных музыкальных скрещений. В фильме соединяются разные времена и музыкальные течения, в том числе там присутствует советская музыка. Я думаю, что «Троица» будет очень интересна зрителю.
Не мог Петр Шепотинник не высказать свою точку зрения и на то, как помочь российскому авторскому кино достичь зрителя.
— Мне кажется, что роль киноклубов сейчас уже выполняет торренты, — считает Петр Шепотинник. — В сети можно найти все что угодно, в любых форматах, с любыми вариациями и переводами. А я бы вот обратил внимание на другое явление, которое постепенно становится трендом: в обществе возросла потребность в кинокомментариях. В том же кинотеатре «Октябрь» часто проходят премьеры картин с последующей возможностью обсудить фильм с его создателями прямо в зале. Все более становится важен разговор с теми, кто фильм сделал, или с теми, кто его может интересно откомментировать. И вот этого не хватает. В этом процессе сегодня участвуют все наши ведущие киноведы и кинокритики — , , … Потому что поток информационный — очень плотный, в нем необходимо найти педали, на которые потом можно будет самому нажимать, чтобы рулить по собственной полосе. В этом смысле комментарий человека, которому доверяешь, важен. Примитивные лайки, столь популярные три-пять лет тому назад, окончательно надоели.
О назревшем разговоре о том, какое именно кино нужно современному зрителю, размышляет режиссер . Он считает, что существующие сегодня кинофестивали призваны не только донести до экрана интересное авторское кино, обойденное широким прокатом, но и наладить прямой диалог «режиссер — зритель».
— Сегодня часто звучит мысль, что фестивалей больше, чем картин, — говорит Глеб Анатольевич. — А мне кажется, что просто на наших глазах складывается новая форма общения со зрителем. Ибо нарушена какая-то внутренняя связь между творцами и публикой. Любой российский фестиваль затевается для того, чтобы мы, кинематографисты, увидели лица тех, кто пришел смотреть наше кино, чтобы между нами наладился более тесный контакт. Очень важно пообщаться, и, наконец, понять, что именно представляют из себя наши зрители, особенно молодая их часть.
Несколько с иной точки зрения — с позиции зрительского спроса — на проблему авторского кино предлагает взглянуть