Рейтинг не всегда гарантия качества

Актер, режиссер, продюсер, президент фестиваля телевизионных художественных фильмов «Утро Родины» Сергей Жигунов рассуждает о тенденциях развития игрового кинематографа на российском телевидении. Сразу отвечу на вопрос, зачем нужен наш фестиваль. Считаю, что такого рода фестивали поддерживают развитие национального телевизионного кинематографа, что крайне необходимо. Не секрет, что сегодня главный критерий на телевидении — рейтинг. Но далеко не всегда высокий рейтинг говорит о высоком качестве фильма. А хотелось бы, чтобы художественные качества картины, имеющей хороший рейтинг, не вызывали сомнений. Фестиваль «Утро Родины» направлен на поиск и поддержку тех картин, которые являются событиями культурной жизни страны. Но прогресс в телевизионном кинематографе очевиден. Пришли на телевидение крупные силы как продюсерские, так и творческие, и результаты уже видны. Необходимо поддерживать всех участников создания телевизионного продукта, включая и сценаристов, и композиторов, и звукорежиссеров. Как ни странно, в России нет телевизионной премии, поощряющей сценаристов. На фестивале «Утро Родины» есть специальная номинация «Лучший сценарий телевизионного фильма». Если говорить о темах сериалов и фильмов, к сожалению, умные, серьезные картины большим зрительским интересом не пользуются. Зритель, который любит умные фильмы, и тот, которому нравятся берущие за душу мелодрамы, как правило, находятся по разные стороны баррикад. Объединить тех и других в одну аудиторию крайне сложно, но есть режиссеры, которые попытались сделать это в своих сериалах. Один из таких сериалов, где есть «и ум, и душа», — «Звоните Ди Каприо» Жоры Крыжовникова. Если с телевизионным кинематографом в России сегодня дела более или менее обстоят неплохо, то с сериалами — беда. Сегодня снимается 300 сериалов в год, и далеко не все они, увы, качественные. Да, пару хороших сериалов в год мы снимаем, но, согласитесь, что это немного. Чтобы фильм стал культовым, эпохальным, в нем должна быть свежая тема. Идея фильма должна прийти к художнику раньше, чем к другим. Но поскольку фильм снимается не быстро, а выходит на экран и вовсе года через четыре, то режиссеру необходимо опередить время. К тому же сегодня очень быстро меняется жизнь, и все идеи рождаются и умирают с невероятной скоростью. Поэтому вернее снимать о вечных ценностях — любви, дружбе. Cам я давно мечтаю экранизировать два сериала. Первый — роман Ремарка «Три товарища» (причем у меня есть авторские права на экранизацию) и сериал о невероятной жизни двоюродного дяди Льва Толстого — Федора Ивановича Толстого-Американца. Известно, что Федор Толстой — самый большой дуэлянт в истории России. У меня есть чудесный сценарий об этом ярком человеке. Но на эту многосерийную картину нужны большие деньги. Надо снимать блестящий XIX век, войну 1812 года, кругосветную экспедицию Ивана Крузенштерна, в которой принимал участие Федор Иванович. А с деньгами сегодня большой кризис... Но я непременно сниму эту картину, чего бы мне это ни стоило. У меня такое ощущение, что кто-то свыше писал сценарий жизни этого человека — настолько она зрелищная, философская и поучительная. А сейчас все мои силы уходят на подготовку фестиваля «Утро Родины». Сил нужно немало. Есть и проблемы с конкурсной программой. Все-таки сериалы мы отбираем только высокохудожественные. К счастью, помогают друзья, единомышленники. Председателем жюри фестиваля будет Андрей Сергеевич Смирнов — выдающийся российский режиссер. Между прочим, на фестивале состоится премьера его нового фильма «Француз», в котором главную роль играет Александр Балуев. В программе фестиваля — сериал Алексея Смирнова «Садовое кольцо», который стал популярным и рейтинговым. Мы не берем западные ремейки. Это мое принципиальное решение как президента фестиваля. Только отечественные фильмы, снятые на территории России по эксклюзивным сценариям.

Рейтинг не всегда гарантия качества
© Вечерняя Москва