Петр Тодоровский: какая чудная игра!
Его дебют в киноиндустрии состоялся в 1955 году в музыкальном фильме Алексея Золотницкого “Молдавские Напевы”. Дебютировал он в качестве оператора, что не удивительно, беря во внимание тот факт, что Петр Ефимович проходил обучение по той же специальности во ВГИКе, годом ранее с успехом его окончив. Операторская работа проводилась совместно с Радомиром Василевским, с которым чуть позже Тодоровский будет участвовать в создании такого удивительного фильма, как "Весна на Заречной улице". В качестве оператора, Тодоровский будет работать и над такими картинами, как: Моя дочь (1956) , Два Федора (1958) , Жажда (1959) и Никогда (1962) , а его первой пробой пера в качестве режиссера и кинодраматурга можно считать фильм "Верность" – красивое и пронзительное кино о любви во время войны, подвиге и надежде, сценарий к которому писался совместно с Булатом Окуджавой. Фото: mubi.com За свою яркую и длинную жизнь Петр Ефимович снял семнадцать полнометражных фильмов, среди которых: Военно-полевой роман (1983) Интердевочка (1989) , Анкор, еще анкор! (1992) , Какая чудная игра (1995) и Праздник (2001) ; написал музыку к тринадцати картинам и четырнадцать экранизированных сценариев, а также проявив себя как талантливый актер в кинолентах Хуциева и Чухрая. Кино – это на самом деле очень специфический вид искусства, и его специфичность прежде всего заключается в том, что в отличии от, например, литературы, или скульптуры, в которых один человек может самостоятельно создавать полноценные произведения, в рамках синематографа, подобное, за очень редким исключением почти не возможно, и для того, чтобы на экране кинотеатра зритель смог увидеть внятную и выразительную картину, необходима команда – команда профессионалов, заинтересованных и увлеченных своей работой, а также тот, кто сможет этой командой правильно руководить и направлять умения отдельно взятых людей в правильное русло, добиваясь нужного всеобщего результата. В этом и заключается талант режиссера. Фото: jordin.ru Да, никто не будет отрицать, что в данной профессии немаловажными являются и такие качества, как художественное чутье, чувство ритма, умение видеть планы и раскадрову, но прежде всего режиссер – это бригадир, способный скоординировать работу своих подопечных, чтобы то “здание”, которое они совместно строят, не было похоже на деревенский сортир, который валится от ветра, а представляло бы собой прекрасный образец архитектуры, на который хочется любоваться и который хочется посетить. Тодоровский, будучи большим фанатом собственного дела, по сути, фанатом синематографа, как такового, понимал это очень хорошо, изучая кино во всех его аспектах. Ему довелось поработать с вышеуказанными Окуджавой, Хуциевым, Чухраем, а также c Гурченко, Мережко, Чуриковой, Зиновием Гердтом и многими другими знаковыми личности, которые оставили в искусстве свой неизгладимый след. В каких-то картинах он фигурировал, как сценарист, в каких-то, как композитор, а в каких-то и как “бригадир” – и в качестве талантливого режиссера, он, разумеется заполнился зрителям больше всего, но главное не это, а то, что он искренне любил кино и многое для него сделал, а всё, что сделано с любовью, как минимум достойно внимания, уважения и простой человеческой благодарности. Фото: simkl.ru Петра Ефимовича не стало в 2013-ом году, 24-ого мая. Он умер в возрасте восьмидесяти семи лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище. После себя он оставил огромный пласт киноработ и сына – продолжателя династии киноделов – Валерия Тодоровского, также талантливого режиссера и без сомнения достойного преемника своего отца.