Классика Голливуда: 20 фильмов, которые должен посмотреть каждый

Есть такие картины вне времени, которые всегда будут в моде. Многие из них были сняты еще в 40-е годы прошлого века, но с каждым годом растет число поклонников этих классических шедевров. Вот 20 фильмов, в которые можно влюбиться с первых кадров. «Унесенные ветром» (1939) Первый полнометражный цветной фильм, снятый по трехпленочной технологии, обеспечивавшей картинке невероятно яркие краски, до сих пор считается самой красивой лентой в истории кино. В центре сюжета – Гражданская война в США в 1860-х годах. Страшные военные события разрушают беспечную жизнь южанки Скарлетт О`Хара, которую великолепно сыграла Вивьен Ли. Писательница Маргарет Митчелл, автор романа «Унесенные ветром», при виде актрисы сказала: «Это моя Скарлетт. Зеленые глаза на бесконечно милом лице, беспокойные и своенравные, сияют жизнью, вступая в спор с учтивой светской сдержанностью манер». Действительно, эта неидеальная, страстная, противоречивая, трудолюбивая и сильная женщина стала кумиром миллионов женщин во всем мире. Нет такой девушки, которая бы не подражала очаровательной кокетке Скарлетт, жаждущей любви и отчаянно ее добивающейся. Кстати, фильм получил 10 премий «Оскар», одна из золотых статуэток досталась Вивьен Ли. «Касабланка» (1942) Этот фильм снимали в разгар Второй мировой войны, и он вышел на экраны через две недели после высадки американских солдат в оккупированном фашистами мароканском городе Касабланке. Позже здесь же произойдет знаменитая встреча Рузвельта с Черчиллем. В связи с этим режиссер задумывал сделать картину агитационной, в которой показаны доблестные патриоты, борцы за независимость. Но в итоге «Касабланка» стала одной из самых трогательных и пронзительных историй любви. Рик (Хэмфри Богарт) – некий Рет Батлер своего времени – встречает в Касабланке красотку Ильзу (Ингрид Берган). В Париже у них был страстный роман. Но сейчас Ильза замужем за героем чешского Сопротивления, находящегося в розыске у нацистов. Рик достает два билета в Лиссабон, через который уже можно попасть в свободную Америку. В последний момент герой отдает свои проездные документы мужу любимой девушки. В финальной сцене Ильза спрашивает у Рика: «А как же мы?» Он ей отвечает: «У нас всегда будет Париж». «Гражданин Кейн» (1941) В 2015 году эта картина возглавила список «100 лучших американских фильмов», который был составлен «Би-би-си» по итогам опроса кинокритиков. Дебютная работа 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл главную роль, в 1941 году стала настоящей сенсацией. Историю жизни газетного магната Чарльза Фостера Кейна (его прототипом стал создатель желтой прессы Уильям Рэндольф Херст) режиссер снял без прикрас. Гениальность Орсона в том, что он не стал привязываться к голливудским шаблонам, а сделал акцент на деталях и фрагментах. Так события жизни главного героя предстают не в хронологическом порядке, а в воспоминаниях друзей и коллег. Это не автобиография, а психологическая драма. Кстати, Херст был против выхода картины на большой экран, поэтому медиамагнат всячески вставлял палки в колеса режиссеру. В итоге зрители, особенно жители Юга, стали бойкотировать картину. Успех и прибыль к «Гражданину Кейну» пришли после повторных прокатов. «Завтрак у Тиффани» (1961) Голливуд трудно представить без экранизации культового романа Трумена Капоте. Кстати, сам писатель был недоволен картиной: ему не понравился финальный хеппи-энд (в книжке Холли расстается с Фредом) и Одри Хепберн в главной роли. Хорошо, что режиссер Блейк Эдвардс не послушал Трумена. Многие кинокритики считают, что именно последняя сцена сделала картину культовой. А еще для всех женщин фильм стал неким учебником по стилю. Маленькое черное платье, перчатки, нить жемчуга и тиара в волосах – все это до сих пор занимает центральное место в гардеробе всех модниц. Но главный урок, который преподнесла Холли, – игра на контрасте между лаконичным образом и эксцентричным поведением. Отдельно стоит отметить легендарный саундтрек к фильму, написанный композитором Генри Манчини. Его песня «Moon River», исполненная Одри, была удостоена премии «Оскар». «Женщины» (1939) Действие фильма происходит в нью-йоркском салоне красоты «Сидни», расположенном на Парк-авеню. Здесь респектабельные дамы получают модные и высококачественные услуги по уходу за телом, лицом и прической, а также сплетничают и изливают друг другу душу. Уникальность картины в том, что все роли играют женщины. Мужчин нет даже в эпизодах. Фильм идет два часа, но смотрится на одном дыхании. Диалоги героинь стоит записывать, чтобы потом перечитывать или цитировать. Кстати, в 2008 году сняли ремейк этой картины с участием Мег Райан, Аннетт Бенинг, Евы Мендес, Дебры Мессинг и других звезд Голливуда. «Сансет бульвар» (1950) Фильм называют лучшей картиной о подводных камнях Фабрики грез. Молодой сценарист Джо Гиллис, безуспешно пытающийся устроиться в Голливуде, случайно попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет. Его хозяйкой оказывается актриса Норма Десмонд, звезда немого кино. Стареющая дива не хочет признавать, что ее время ушло, и живет в выдуманном мире, где по-прежнему знаменита и востребованна. В этом ей помогает дворецкий Макс, регулярно посылая письма от имени «поклонников». Впоследствии выясняется, что это первый муж актрисы и некогда популярный режиссер немого кино. Под напором деспотичной Нормы Джо остается жить в ее особняке, помогая работать над безнадежным сценарием, и по сути оказывается у нее на содержании. Режиссер картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить актеров с их персонажами. Поэтому участие в фильме звезд прошлого не ограничивается Глорией Свонсон. В ролях второго плана и эпизодах заняты великие режиссеры немого кино Эрих фон Штрогейм, Сесил Б. Де Милль и легендарный комик Бастер Китон. Саму себя в картине также играет Хедда Хоппер, актриса и журналистка, специализирующаяся на светских сплетнях. «Лоуренс Аравийский» (1962) Фильм Дэвида Лина о легендарном герое Первой мировой войны – английском разведчике Лоуренсе, действовавшем среди арабских племен и возглавившем их в походе против турок, получил сразу семь премий «Оскар». В фильме нет ни одной женщины, если не считать девушки в чадре, появляющейся в течение нескольких секунд в окружении принца Фейсала. При этом даже представительницы прекрасного пола останутся под впечатлением от этой приключенческой драмы. Особенно приятно смотреть на красавчика Питера О`Тула. Он так вжился в роль, что многие его воспринимали как Лоуренса. Актер выучил арабский язык, научился великолепно держаться в верблюжьем седле и даже сделал для съемок пластическую операцию, изменив форму ирландского носа на аккуратный английский. «В джазе только девушки» (1959) Эта музыкальная комедия о чикагских музыкантах, которые становятся случайными свидетелями бандитской разборки и ради спасения собственных жизней переодеваются в женские наряды и устраиваются в дамский оркестр, стала прорывом в Голливуде. По тем временам фильм получился смелым и откровенным: вольные сюжетные ходы и реплики, сексуальный подтекст, поведение героев, которое никак не соответствовало морали 50-х годов, – все это вызвало бурное возмущение у цензуры. Несмотря на нападки (особенно шокировала сцена соблазнения на яхте), фильм вышел даже в СССР, где, как известно, секса не было. В стране советов «В джазе только девушки» (кстати, оригинальное название «Некоторые любят погорячее») посмотрело около 80 миллионов человек. Правда, советские деятели культуры все-таки постарались, чтобы из фильма исчезли все сцены с поцелуями. Даже от этого фильм не потерял своего очарования, а песня «I Wanna Be Loved by You» в исполнении Мэрилин Монро была признана гимном эротичности, а сама актриса, сыгравшая Душечку, доказала, что ей можно доверить комедийные роли. Удивительно: несмотря на мировой успех, фильм получил «Оскар» только за работу художника по костюмам. «Крестный отец» (1972) Великое гангстерское кино, завоевавшее сразу три «Оскара», в котором бандиты показаны обычными людьми. Вот почему режиссера Фрэнсиса Форда Коппола часто упрекали в романтизации криминала. Действительно, трудно найти людей, которые бы не переживали и сочувствовали главным героям. Особенно когда звучит музыкальный шедевр композитора Нино Рота. Эта душевная, глубокая и трогательная мелодия – одно из лучших произведений всех времен. Конечно, стоит отметить бесподобную игру культовых актеров. Марлон Брандо мастерски примеряет на себя мантию главы сицилийского мафиозного клана Вито Корлеоне, который пользуется неоспоримым авторитетом. Аль Пачино отлично подошла роль Майкла, сына Вито, который возвращается с войны в то время, когда его отец выдает замуж дочь. «Сладкая жизнь» (1960) В 1960 году гениальный итальянский режиссер Федерико Феллини представил свою культовую сатирическую картину «Сладкая жизнь», в которой обаятельный демон-искуситель Марчелло Мастроянни в образе главного героя, журналиста, любителя светских вечеринок, пытается найти смысл жизни. Все вокруг вызывает лишь скуку и раздражение. Даже самоубийство друга выводит его из равновесия, но и то ненадолго. Фильм был запрещен к показу в Италии: католической церкви (и целиком Ватикану) не понравилось, какими порочными в картине показали Рим и его аристократию. Несмотря на это, картина получила «Золотую пальмовую ветвь», а фамилия друга главного героя, фотографа Папараццо, стала нарицательной. А еще фильм прославил фонтан Треви, в котором по сюжету купалась героиня Аниты Экберг. «Головокружение» (1958) Список классических фильмов будет неполным без картин великого Альфреда Хичкока. Каждая работа режиссера до последнего кадра держит зрителя в напряжении. В психологическом триллере «Головокружение» есть все для того, чтобы картина стала успешной. Хичкок соединил детективную историю с любовной драмой. Джон Скотти Фергюсон – одинокий отставной полицейский, который боится высоты. Эта фобия разрушает карьеру главного героя. Однажды бывший коллега доверяет Скотти ответственное задание – следить за своей женой, одержимой идеей самоубийства. В этой картине режиссер особенно проявил себя как мастер саспенса – приема, с помощью которого создается ощущение тревоги и ожидания чего-то ужасного. Его главный секрет: зрителю должно быть известно о происходящем чуть больше, чем герою. В фильме это подкреплено новаторскими визуальными эффектами, например, в сцене головокружения при взгляде Скотти вниз по лестнице. «Американец в Париже» (1951) Если вы ждете от фильма много танцев, хорошей музыки, небанального сценария, красивых декораций, то обязательно посмотрите мюзикл Винсенте Минелли. По сюжету бывший американский солдат Джерри Маллиган переезжает в Париж, где пытается проявить себя как художник. Однажды в жизни героя появляются две женщины, которые круто вмешиваются в судьбу Джерри. Богатая дама Мило Робертс становится покровительницей бедного живописца, а юная красотка Лиза навсегда завоевывает сердце Маллиган. Этот классический мюзикл стал триумфатором на «Оскаре-1952», получив статуэтки аж в 6 номинациях, в том числе за лучший фильм года. «На север через северо-запад» (1959) Историю о коммерческом агенте, которого по ошибке приняли за шпиона Джорда Кэплана, которого никто не знает в лицо, Альфреду Хичкоку подал журналист Отис Л. Гернси. Его в свое время поразил рассказ о мифическом спецагенте, благодаря которому англичане водили за нос немцев, потративших немало сил на поиски несуществующего шпиона. В этом году ленте исполняется 60 лет. Естественно, некоторые сцены кажутся наивными, но все-таки даже сегодня картина, ставшая предвестником бондианы, смотрится на одном дыхании. «Это случилось однажды ночью» (1934) Этот черно-белый фильм подарил зрителям новый жанр – романтическую комедию. Для начала XX века картина была открытием. Элли Эндрюс (Клодетт Колбер), дочь богатого папочки, назло ему решает заключить брак с известным авиатором Кингом Уэстли, для этого она сбегает и сама пытается добраться из Майами в Нью-Йорк. Естественно, за ее поимку объявлено вознаграждение (за информацию о беглянке предлагают 10 тысяч долларов). Тут в автобусе девушка знакомится с Питером Уорном (Кларк Гейбл), журналистом, который мечтает прославиться. Лента режиссера Фрэнка Капры вошла в историю еще потому, что смогла завоевать «Оскар» в пяти самых престижных номинациях. Повторить успех смогли только «Молчание ягнят» и «Пролетая над гнездом кукушки». «Лучшие годы нашей жизни» (1946) Первая послевоенная работа режиссера Уильяма Уайлера принесла сразу семь премий «Оскар». Фильм о трех офицерах американской армии, которые с фронта возвращаются домой к своим семьям, покорил не только кинокритиков, но и простых зрителей. Легендарная история о трудностях обретения себя уже в мирной жизни. Пехотный сержант Эл Стивенсон ищет общий язык с выросшими детьми. Капитан авиации Фред Дерри разбирается с неверной женой. А моряк Гомер Пэрриш, потерявший в боях руки, встает перед выбором: возобновить отношения с невестой или отпустить ее? Кстати, чтобы картина получилась реалистичной, в съемочную группу входили настоящие ветераны. Например, роль Гомера сыграл непрофессиональный актер и участник войны Гарольд Рассел. Он получил за эту работу сразу два «Оскара». Один – за лучшую роль второго плана, а другой – «за надежду и смелость, вселяемую им товарищам-ветеранам». В 1992 году Гарольду были срочно нужны деньги на лечение жены, поэтому, вопреки запрету Американской киноакадемии, актер продал «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана на аукционе за 60,5 тыс. долларов. «12 разгневанных мужчин» (1957) Классическая юридическая драма режиссера Сидни Люмета по одноименной пьесе драматурга Реджинальда Роуза. Сюжет фильма взял режиссер Никита Михалков для своей картины «12». Все действие происходит в одной комнате, где собираются двенадцать присяжных, чтобы вынести вердикт подсудимому. Юношу обвиняют в убийстве собственного отца, и теперь ему грозит электрический стул. Сначала все склоняются к тому, что парень виновен, лишь один из двенадцати начинает сомневаться. В картине нет спецэффектов, массовых сцен, только диалоги мужчин. Но именно отсутствие экшена делает этот фильм нестареющим и актуальным. «Что случилось с Бэби Джейн» (1962) Экранизация одноименного романа Генри Фаррелла интригует уже по названию. Это действительно один из лучших фильмов режиссера Роберта Олдрич. В центре сюжета – история двух сестер, Джейн и Бланш. В 20-е годы маленькая Джейн становится звездой мюзиклов, но в 30-е ситуация коренным образом меняется. Голливуд принимает тихоню Бланш, а звезда Джейн начинает затухать. Естественно, картина держится на двух великих актрисах – Бетт Дэвис и Джоан Кроуфор, которые в реальной жизни были соперницами и ненавидели друг друга. Большая удача – то, что режиссер смог уговорить звезд Голливуда 30-х годов встретиться на одной съемочной площадке. «Квартира» (1960) Режиссер знаменитого фильма «В джазе только девушки» Билли Уайдер на этот раз снял на черно-белую пленку трогательную историю любви, которая завоевала сразу пять премий «Оскар» (в том числе и за лучшую режиссерскую работу). Си Си «Бад» Бакстер, скромный бухгалтер страховой компании, арендует холостяцкую квартиру в Нью-Йорке. Периодически он одалживает ключи женатым друзьям, у которых есть любовницы. Однажды с такой просьбой к нему обращается начальник, обещая продвижение по службе. Бакстер недоволен ситуацией, но соглашается. Его дела действительно начинают идти в гору, но случается неожиданное: он проникается симпатией к любовнице шефа Фрэн, которая работает в их компании лифтершей. Кстати, Мэрилин Монро очень хотела сыграть Фрэн, но роль досталась Ширли Маклейн. «Римские каникулы» (1953) Вечный город, невероятно красивая Одри Хепберн, трогательная история любви – вот составляющие мелодрамы, которая долгие годы считается эталоном романтического кино. Конечно, это сказка, но режиссер Уильям Уайлер смог сделать так, что зрители начинают верить в происходящее на экране. В Рим с официальным визитом прибывает юная принцесса Анна. Дни ее расписаны по минутам: приемы, посещения фабрик, интервью. Это все у юной леди вызывает тоску, поэтому она убегает из дворца на улицу, где ее ждет невероятное знакомство с итальянским журналистом, которого блистательно сыграл Грегори Пек. После выхода картины об Одри заговорил весь мир. Актриса получила не только «Оскар» за лучшую женскую роль, но и звание иконы стиля. «Вестсайдская история» (1961) Киноверсия культового бродвейского мюзикла, повествующая о Ромео и Джульетте, перенесенных во времена господства банд в Нью-Йорке, до сих считается одним из самых культовых фильмов Голливуда. Особенно впечатляет хореография (она точно никогда не сможет устареть). Танцоры предлагают уникальное зрелище с элементами балета, акробатики, джаза и рок-н-ролла. Ни одна современная экранизация шекспировской пьесы не имела такого успеха. Еще бы, картина Роберта Уайза и Джерома Роббинса собрала сразу девять заветных статуэток, будучи представленной в десяти номинациях премии «Оскар». Примечательно, что съемки фильма проходили в манхэттенском районе Вест-Сайд, в районе 61-й и 110-й улиц. В то время там был трущобный квартал, который был выселен и предназначен к сносу. После съемок на месте квартала был построен Линкольн-центр.

Классика Голливуда: 20 фильмов, которые должен посмотреть каждый
© WDay.ru