Актриса Маргарита Литовченко: С Владимиром Машковым я пыталась накормить птиц
Актриса Маргарита Литовченко буквально ворвалась в российский кинематограф, сыграв характерные роли в популярных фильмах и сериалах: «Распутин», «Пепел», «Светлана». Ее яркая, натуральная внешность, красивый тембр голоса заставили зрителя запомнить ее и полюбить. Маргарита не только не затерялась на фоне звезд нашего кино, но и составила с ними прекрасные актерские ансамбли. В интервью «Вечерней Москве» Маргарита рассказывает о своей работе с лучшими режиссерами страны, блестящими актерами и актрисами, а также о чувствах и переживаниях, которые она испытала благодаря своим героиням. — Маргарита, вы снимались в нескольких фильмах со знаменитым артистом России, который много работал в Голливуде, с Владимиром Машковым. Как вам удалось попасть в эти картины с участием звезд первой величины? Общались ли вы с Владимиром Машковым? Для вас труднее или, быть может, проще работать с большими мастерами? Помогал ли вам Машков на площадке? — Самые первые съемки у меня были еще на первом курсе Театрального института. Точнее, я тогда только поступила и еще не училась. Это была чистая случайность! Я подала заявку на массовку и меня пригласили в фильм «Пепел». Режиссер Вадим Перельман, между прочим, он приехал из США, чтобы снять фильм в России, обратил на меня внимание и поменял с девушкой, которая до этого играла официантку. В кадре я понравилась режиссеру, он дал мне текст и… «началось». Еще был проект «Распутин», там я как раз таки смогла понаблюдать за работой Владимира Машкова. Владимир — актер с большой буквы! Он пришел на площадку заранее, в гриме и в костюме, ни с кем не разговаривал, а сидел в уголочке и настраивался. Какие у него в тот момент были глаза, и как он был внутренне наполнен! Сразу поняла, что передо мной уже Распутин, а не актер Владимир Машков. А потом был и забавный момент: после съемок у нас был обед, и я пошла кормить птиц хлебом (а в этом парке их постоянно кормят туристы). Я бежала за птицами, пытаясь привлечь их к себе и накормить, и вдруг слышу смех, поворачиваю голову, а Машков, наблюдая за этой сценой, говорит: «Бесполезно. Я уже пробовал». Конечно, с мастерами работать лучше, чем с новичками. Хороший партнер - это очень большая удача и поддержка. Владимир — очень внимательный и профессиональный актер, я была очень рада шансу поработать с ним! При этом он не задирает нос и общается одинаково как с режиссерами, так и с артистами массовки и эпизодических ролей. — Фильм Андрея Малюкова «Распутин» рассказывает о другом времени — конце XIX века и начале XX. Что вы делаете для того, чтобы ваша героиня соответствовала своему времени? Изучаете ли вы то время, в котором живет ваша героиня? Что больше всего поразило вас на съемках фильма «Распутин»? — Я играла сестру милосердия. Конечно, первым делом принялась перечитывать книги по истории и изучать новые версии произошедшего в Интернете. Замечу, я вообще люблю читать. В детстве моими лучшими друзьями были книги, в них я могла прожить любую жизнь. Думаю, что и актерскую профессию выбрала из-за любви к литературе, к историям. В Театральном институте мне очень повезло с педагогом по актерскому мастерству Екатериной Сергеевной Даниловой. Она дала нам на курсе анкету персонажа, которая мне очень помогает в работе над ролью и материалом. Там подробный список вопросов, на которые ты отвечаешь не от своего лица, а от лица персонажа. Актер должен готовиться к роли. Нельзя просто зайти с улицы на площадку и что-то такое приблизительное наиграть. Все время «играть себя» никому не интересно и быстро надоедает. Не могу не сказать о том, что создатели фильма «Распутин» очень ответственно подошли к картине — на площадке даже была настоящая медсестра, которая научила меня специальными щипцами крутить бинты для цесаревича. И как на любой съемке не обошлось без курьезов — маленький ребенок в образе цесаревича во время съемки одной очень важной сцены (крупный план!) вдруг понял, что бутафорская кровь сладкая на вкус, и еле досняли эту сцену... — Наверняка, были неожиданные сцены с Владимиром Машковым. Говорят, что он — мастер перевоплощения? — О, да. Первый дубль выхода Распутина из царских покоев и команда: «Камера, мотор, начали...» Дверь открывается, и вдруг Владимир Машков начинает падать. Все с криком кинулись его ловить, думали, что это случайность, а потом оказалось,что он сам так все задумал и сделал. Ни у кого из актеров и мысли такой не возникло, настолько он убедительно сыграл. — Маргарита, вы снимались в фильме «Светлана» о жизни дочери Сталина. Сегодня в России много споров о Сталине. Недавно вновь возникла дискуссия по поводу того, чтобы вынести тело Сталина из захоронения у Кремлевской стены. На основании работы в фильме «Светлана», что вы поняли о Сталине? Действительно, он был таким чудовищем, как о нем сегодня говорят многие историки и деятели культуры? — История — интересная наука. Учебники по ней переписывают согласно времени, в котором мы живем, и события прошлого преподносятся так, как удобно сегодня. При Сталине я не жила, но есть факты, с которыми не поспоришь. Сколько же людей пострадали из-за сфабрикованных дел и доносов?! Были репрессированы лучшие поэты, ученые, актеры, режиссеры... Наверное, лучше меня об этом написала Марина Цветаева: А Бог с вами! Будьте овцами! Ходите стадами, стаями Без мечты, без мысли собственной Вслед Гитлеру или Сталину Являйте из тел распластанных Звезду или свасты крюки. — Вы снимались в фильме, который участвовал в конкурсе многих фестивалей, «У ангела ангина». Фильм о войне и о Ленинградской блокаде. Не представляли ли вы, чтобы вы делали, окажись в блокадном Ленинграде? Смогли бы выжить? Возможно, кто-то из ваших родственников был блокадником? Нужно ли снимать фильмы о блокаде, в которых через частную личную жизнь героев показана трагедия? — Очень часто представляла себя в блокаду, особенно в детстве. Мы с классом ходили в музей обороны и блокады. До сих пор помню хлебные карточки и блокадную еду, я долго стояла у стекла с кусочком хлеба и пыталась предоставить его на вкус. Повзрослев, я играла в музыкальном спектакле, который поставил мой мастер народный артист России Виктор Антонович Кривонос. Это спектакль «Отражение». Он из двух действий, первое — «Ладожский лед» со стихами и песнями Великой Отечественный войны, второе — «Жар-Птица» по одноименной поэме Геннадия Алексеева с музыкой Александра Колкера. Вторая часть как раз посвящена блокаде, а точнее истории светлой и чистой любви в блокадном городе. В этом спектакле было соединение восхитительной музыки, интересной хореографии и в результате тема ленинградской блокады была рассказана со светом и надеждой. — Вы учились музыке и драматическому искусству. Помогает ли вам музыкальное образование сниматься в кино? На каких инструментах вы играете? — Мое первое образование (музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского) очень помогает. Я работаю не только как киноактриса, но и как артистка мюзиклов. Если конкретно про кино — моя последняя роль была в историческом детективе «Формула преступления», искали певицу на роль Нины. Я спела продюсеру и режиссеру, и меня утвердили. А потом спросили: «А вы на гитаре себе подыграть можете?» — «Я вообще пианистка, но могу попробовать освоить гитару, сколько дней до съемок?». Итог — неделя ночных репетиций на гитаре, мозоли на непривыкших пальцах, и почти два романса под гитару. Прихожу на площадку ,а там... семиструнная антиквариатная гитара!!! А училась я на шестиструнной!