Ещё

Главные страхи киношников: виртуальная реальность, блокчейн и Netflix 

За вспышками фотоаппаратов во Дворце фестивалей на 72-м Каннском кинофестивале спорили не только по поводу номинантов на «Золотую пальмовую ветвь», но и о будущем всего кинематографа. Причем не абстрактном, а вполне определенном: кинопроизводители по-прежнему не хотят терять широкий экран в кинотеатрах, боятся и уважают и ищут третий путь.
За блокчейн против Netflix
Возможно, немаловажную роль в настроении собравшихся в Каннах экспертов сыграл онтологический спор кинофестиваля с Netflix. Стриминговый сервис уже не в первый раз отказался приезжать на Лазурный берег. Но в этом раз сделал это максимально демонстративно. Директор по контенту компании Тед Сарандос обвинил кинофестиваль в консервативности. Яблоком раздора послужил пункт в правилах конкурса об обязательном прокате картин-участниц во Франции, без которого фильмы стриминговых платформ не могут претендовать на «Золотую пальмовую ветвь».
Но даже такому гиганту как Каннский кинофестиваль и кинорынок закрывать глаза на масштабы интернет-рынка уже невозможно. К примеру, выпущенный в прошлом году Netflix фильм «Птичий короб» с  и  в первые выходные был просмотрен 45 млн аккаунтов. При переводе в доллары по кассовым сборам фильм превзошел бы показатели самых популярных фильмов, выходящих на экранах кинотеатров. По мнению генерального директор «Роскино» , компромисс может быть достигнут только при условии, что кино— и театральные деятели и представители VoD (Video-on-Demand, ‒ прим. Forbes Life) платформ будут сообща обсуждать дальнейшее развитие рынка, а не игнорировать друг друга.
По оценкам экспертов, глобальный рынок виртуальной реальности достигнет $34 млрд к 2023 году
Впрочем, возможно в ближайшем будущем исчезнут и кинотеатры, и Netflix. Кинопроизводители активно ищут третий путь для кинорынка. Одной из самых активных тем нынешнего Каннского кинофестиваля, как и в прошлом году, стало применение технологии блокчейна в кинобизнесе. Внедрение криптовалюты служит альтернативой привычному способу взаимодействия создателей фильма и дистрибуторов. «Основная цель таких проектов — сократить расстояние между производителями контента и пользователями, дать возможность небольшим независимым студиями встроиться в рынок», — говорит Екатерина Мцитуридзе. Фактором, способствующим повышению внимания со стороны организаторов и участников фестиваля к новой технологии стал недавний доклад французского продюсера и режиссера Доминика Бутонна Национальному центру кинематографии (CNC), в котором основное внимание уделяется блокчейну как защитному механизму от подчинения кино— и телеиндустрии требованиям , Netflix и прочих медиагигантов. «Стриминоговые платформы чаще всего не производители контента, а лишь посредниками, которые взимают плату за предоставление фильма пользователю. Технология блокчейна нарушает этот процесс, делает его прозрачным и контролируемым и открывает дополнительные возможности для авторских фильмов», — объясняет руководитель проекта MoviesChain by tvzavr Сергей Климентов. По его словам, с каждым кинофестивалем и форумом осведомленность участников рынка о новой технологии повышается. Только за прошлый фестиваль компания заключила более пятидесяти контрактов с независимыми правообладателями из разных стран мира о загрузке их фильмов и сериалов на tvzavr через MoviesChain. «Контент можно загружать напрямую из любой точки планеты. Таким образом, независимые киностудии получают доступ к мировой аудитории, а зрители — возможность увидеть новые интересные фильмы режиссеров, работы которых раньше не были представлены на международной арене», —говорит Сергей Климентов.
Кино через VR-очки
Будущее кино также активно обсуждалось на кинорынке Le Marché du Film, где в этом году была расширена секция виртуальной реальности Cannes XR. Всего на кинорынке было представлено более 25 VR-проектов, среди них — отрывки из фильмов и «Острова собак» Уэса Андерсона с использование виртуальной реальности, киноленты в ультравысоком разрешении 8K, голографические проекционные изображения и библиотеки VR-контента, позволяющие создать собственный плейлист фильмов и смотреть их в гарнитуре.
Покупка специализированных 360-градусных камер и найм персонала для монтажа обойдется кинематографистам в дополнительные $10 000 за каждый кадр
Одной из главных достопримечательностей Cannes XR стал шестиминутный тизер на фильм индийского композитора и продюсера Алла Ракха Рахмана «Аромат песни». Помимо стандартных VR-очков и наушников для просмотра этого видео предлагалось сесть в специальное в кресло-капсулу, которая вращалась в зависимости от поворота сюжета. Сменяющиеся изображения заката в Нью-Йорке и мчащегося прямо на зрителя поезда были снабжены запахами, усиливающими ощущения присутствия внутри сюжета. «Новая технология определила дополнительные способы повествования для рассказчиков и позволила аудитории получить иммерсивный опыт во время просмотра фильма», — говорит эксперт по глобальным технологиям Рави Велхал. В Каннах помимо «Аромата песни» он представлял короткометражку «Первый человек: опыт виртуальной реальности», зрители которого на несколько минут отправляются в открытый космос подобно Нилу Амстронгу.
Впрочем, о революционной составляющей виртуальной реальности участники Cannes XR говорили более сдержанно, чем раньше. Несколько лет назад, с запуском первых VR-очков Oculus Rift кардинальные изменения в кинематографе казались неизбежными. Медиа-дома и киностудии принялись использовать новую технологию, однако высокие затраты на покупку специализированных 360-градусных камер и других расходов обеспечили переход VR к выборочному или нишевому сегменту просмотра. Так, по словам The Hollywood Reporter, покупка специализированных 360-градусных камер и найм персонала для монтажа обойдется кинематографистам в дополнительные $10 000 за каждый кадр. Более того, до сих пор остается нерешенным вопрос комфорта зрителей. «В виртуальной реальности показатели вестибулярного аппарата и органов зрения разнятся: человек видит движение, но тело остаётся в покое. Преодолеть барьер и избавить зрителей от головокружения — наша следующая задача», — говорит менеджер по маркетингу образовательной платформы VRTL Нилс Ваэм.
По оценкам экспертов, глобальный рынок виртуальной реальности достигнет $34 млрд к 2023 году. $554 млн кассовых сборов фильм «Первого игроку приготовиться» и показанная на прошлом каннском кинофестивале VR-короткометражка Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок» только подтверждают интерес к новым форматам показа фильмов. Однако как именно виртуальная реальность будет интегрирована в традиционное кинопроизводство и несет ли она риски для кинотеатров, предсказать пока не берется никто. По мнению Рави Велхала, уже сейчас VR-форматы могут быть мощным инструментом продвижения фильмов для крупных бюджетных проектов, таких как «Звездные войны».
И все-таки кинотеатры еще рано закрывать. Эксперты напоминают, что «От появления цветного телевидения до роста интернета и видеоигр специалисты всегда предвещали смерть кинотеатров. И тем не менее, не смотря на все пророчества мы до сих пор здесь», — говорит исполнительный директор Фонда кино .
Видео дня. Кем стала дочь Евгения Евстигнеева
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео