Десять лучших фильмов Каннского кинофестиваля – 2019
25 мая главную награду 72-го Каннского кинофестиваля получил корейский фильм «Паразиты», который снял Пон Чжун Хо. Это многожанровая, едкая социальная сатира, направленная, правда, в сторону уже исследованного в кинематографе вдоль и поперек вопроса о противостоянии богатых и бедных.
Меж тем, конечно, в основном конкурсе и параллельных программах — «Особом взгляде», «Двухнедельнике режиссеров» и «Неделе критики» — была уйма интересных фильмов. Принято считать, что для того, чтобы «дорасти» до «Особого взгляда» — второй по значимости программы кинофестиваля, — режиссерам нужно «зарекомендовать» себя как раз в «Двухнедельнике» и «Неделе критики», а уж потом мечтать попасть в основную конкурсную программу. Но порой оказывается так, что в параллельных секциях встречаются более выдающиеся и нетривиальные работы, чем в признанных программах-лидерах. Так случилось и в этот раз.
Итак, ниже — 10 лучших фильмов Каннского кинофестиваля. Эта выборка, конечно, субъективна, а о некоторых картинах основного конкурса мы уже писали подробнее.
Для фильмов, которые куплены для российского проката, мы сделали пометку об этом.
«Малышка Зомби» (реж. Бертран Бонелло)
На мой взгляд, лучший фильм нынешних Канн был показан отнюдь не в конкурсной программе, а в уже упомянутом «Двухнедельнике режиссеров». Его снял Бертран Бонелло, чья предыдущая работа под названием «Ноктюрама» была посвящена отголоскам французской революции в современной Франции. Юноши и девушки в его фильме затевали террористический переворот, который должен был сработать не менее мощно, чем это произошло в конце XVIII века.
В новом фильме Бонелло также говорит о революции, вплетая в уроки школьной истории легенды о существовании зомби на Гаити в XX веке. Главная героиня фильма по имени Мелисса — внучка одного из таких зомби, которых с помощью специального порошка еще в 1962 году лишали психической и двигательной активности и превращали в рабов на плантациях.
Никто не умеет так, как Бонелло, смешивать реальность и мистицизм, древние истории о вуду и самые злободневные вопросы.
Фильм куплен для российского проката.
«Бакурау» («Козодои») (реж. Клебер Мендонса Фильо)
Бразильский психодел о том, как молодцы из спецотряда славную деревеньку Бакурау с лица земли стереть хотели. Эта деревня не отражается даже на электронных картах, именно поэтому американцы решили приехать туда и развлечься охотой на оставшихся жителей. Но не на тех напали. Фильо рисует деревню прямиком из романов магического реализма, препарирует ее матрицей и монтирует материал почти что в духе самого Тарантино.
«Дылда» (реж. Кантемир Балагов)
Второй полный метр одного из главных на сегодня российских режиссеров. К слову, ему всего 27 лет, и это вторая его работа, которая попала в смотр Каннского кинофестиваля. В 2017 году за «Тесноту» Балагов получил приз ФИПРЕССИ, в этот раз его наградили за лучшую режиссеру в программе «Особый взгляд».
Фильм Балагова рассказывает историю двух девушек, которые пытаются построить жизнь с нуля, вернувшись в послевоенный Ленинград. Балагов, как всегда, крайне внимателен к деталям и цветам, реплики и взгляды продуманы до мелочей. Но парадоксальным образом именно эта дотошность приводит к мысли, что в первой работе Балагова было больше жизни. Впрочем, как ни крути, это нисколько не умаляет достоинство его второго метра, который только подтвердил величину таланта своего создателя.
Фильм куплен для российского проката.
«Малыш Джо» (реж. Джессика Хауснер)
Первый англоязычный фильм рассудительной австрийки, предыдущая лента которой препарировала христианские, мнимые и настоящие чудеса во французском городке Лурд, а новый фильм препарирует научные достижения XXI века.
Главная героиня в исполнении Эмили Бичем выводит новое растение — цветок, который может сделать человека счастливым получше любого прозака и психотерапии. Но выводить такие цветы — как ходить по минному полю, поэтому сразу же герои Хауснер начинают пожинать плоды обратной стороны научного прогресса.
В «Малыше Джо» режиссерке удалось не только кристально ясно высказать свое мнение об одном из путей научного прогресса, но также затронуть тему материнства и связанного с ним чувства вины, тему тотального человеческого одиночества, ну и, конечно, посмеяться над психотерапией как охватившим всех трендом как таковым.
Фильм куплен для российского проката.
«Собаки не носят штанов» (реж. Юкка-Пекка Валкеапяа)
Пронзительный и милый финский ромком о том, как БДСМ-практики способны излечивать от душевных ран. Ход может и неожиданный, но стопроцентно сработавший. Фильм рассказывает историю отца средних лет по имени Юха, который при трагических обстоятельствах теряет любовь всей своей жизни и пытается это пережить. Удивительно, как картина Валкеапяа, в кадре которой так много жестких и откровенных сцен, оставляет абсолютно светлое ощущение после просмотра и не дает ни малейшей возможности усомниться в своей жанровой принадлежности именно ко всеми любимому жанру романтической и ни к чему по сути не обязывающей комедии, в котором обязателен хэппи-энд.
«Свистуны» (реж. Корнелиу Порумбойу)
Этот топ не мог бы обойтись без этого гениального фильма. В «Свистунах» герой брутального и хмурого Влада Иванова по имени Кристи пытается работать и на ваших, и на наших — служа в полиции, параллельно отмывать 30 миллионов евро, заработанных его товарищем на матрасной фабрике. Для этого он приезжает на остров Гомера, чтобы выучить там тайный язык свиста — без него миллионов не видать.
Этот фильм, с одной стороны, стоит особняком в фильмографии Порумбойю: где это видано, чтобы автор меланхоличной «Смерти господина Лазареску» снимал жанровое и — того больше — детективное кино? А с другой стороны, он становится в один ряд с его предыдущими работами и выглядит органичным развитием пути 43-летнего художника. В «Свистунах» есть все, за что мы когда-то полюбили румынов: жесткий реализм, иголки в сторону православных фанатиков в современной Румынии, едкий и невероятно смешной юмор, которому всегда есть место в привычных вещах. В «Свистунах» Порумбойу вступает в еще более тесный разговор со своим зрителем, предлагая ему насладиться аллюзиями на классику — от сцены в душе из «Психо» Хичкока до «Искателей» Джона Форда.
Фильм куплен для российского проката.
«Портрет девушки в огне» (реж. Селин Скьямма)
В этот раз француженка, для которой это уже третье участие в каннском смотре, но первое — в основном конкурсе, сняла историю любви между художницей и моделью. В главных ролях — не только ее постоянная муза Адель Энель, но и новое лицо в фильмах Скьямма — актриса и модель Ноэми Мерлан. Это тонкий и мудрый, деликатный и пропитанный нежностью к своим героиням фильм не только о том, как красота расцветает под взглядом смотрящего, но и история о становлении женщины вообще.
Фильм куплен для российского проката.
«Нина У» (реж. Миди Зед)
Психоделический тайваньский триллер, которому позавидовал бы и Тарантино, который, впрочем, почтил честью режиссера, поприсутствов на первом показе.
Тарантино давно известен своей любовью к азиатскому кино. В картине Миди Зеда начинающая актриса Нина У проходит кастинг на решающую роль в своей карьере и, как только приступает к съемкам, начинает сходить с ума. Она становится одним целым со своей героиней, страдающей депрессивным расстройством и шизофренией.
В этом фильме сложно не увидеть, как Зед обыгрывает образ продюссера, подразумевая Харви Ванштейна. Его и должна ублажать главная героиня, чтобы получить главную роль, и порой нужно зайти гораздо дальше, чем планировалось. Кровь, острые предметы на любой вкус и расщепленное сознание — в комплекте.
«Огонь придет» (реж. Оливье Лаксе)
Мрачная и завораживающая история пиромана, вернувшегося в отчую деревню к старухе-матери и снова обвиненного в поджоге, на этот раз ложно. Фильм снят в живописнейшем испанском регионе Галисия, который местные жители мечтают превратить в центр туризма, но все пожирающий огонь нарушит их планы.
Оливье Лаксе не новичок в Каннах — в 2016 году он уже получал приз за фильм «Мимозы». В этот раз жюри «Особого взгляда» тоже не оставило его фильм без награды.
«Гив ми либерти» (реж. Кирилл Михановский)
Кириллу Михановскому в своем смешном и невероятно искреннем фильме удается не только создать пронзительный портрет нескольких поколений русской эмиграции в Америке, зарабатывающей на жизнь чем придется, но и предельно честно рассказать об обратной стороне их существования с всепроникающей ностальгией по родине и вечных сомнениях о правильности решения. В конце концов, это портрет всех нас вне зависимости от страны проживания.
Фильм куплен для российского проката.
И напоследок — капля дегтя в бочке меда: три личных разочарования фестиваля.
«Жанна» (реж. Брюно Дюмон)
«Молодой Ахмед» (реж. братья Дарденн)
«Матиас и Максим» (реж. Ксавье Долан)
Причина во всех трех случаях одна, и она довольно проста: самоповтор — это плохо и ужасно грустно. Особенно когда тебе, как Долану, только стукнуло 30.