Войти в почту

Одна известная футбольная личность собирается повесить бутсы на гвоздь. Это игрок перестал для меня существовать в тот день, когда он ушел из Зенита. (*ред.*) Хочу предоставить Вашему вниманию заметку, которую я написал на сайте в тот день... Все познается в сравнении. Актерская профессия очень похожа профессию футболистов. Актеры, как и футболисты, вынуждены поддерживать себя в высокой спортивной форме, беречь и лелеять свои таланты, но этого мало, нужно попасть к своему режиссеру, которому нужен, который будет ставить на этого актера спектакли, будет давать возможность реализовать себя. Хочу рассказать об актерской судьбе одного малоизвестного приверженца этой профессии. В середине шестидесятых годов он, будучи молодым человеком чуть за двадцать, пришел для общения с главным режиссером нового Московского театра. И режиссер этот, зная что молодого актера к его годам уже выгнали за непробудное пьянство из двух популярных театральных коллективов, не был особенно счастлив, но и отказываться от общения не стал. Спросил, что тот умеет. Малоизвестный актер скромно рассказал, а потом прочитал несколько своих поэтические произведений под сопровождением гитары. И кто это написал? Я. Ну ладно, приходи завтра в отдел кадров, а там посмотрим. Актер стал служить в театре играя в основном в массовке. Проходили годы, интересных ролей было не много и этот актер продолжал реализовывать себя в поэзии, а еще стал сниматься в кино. Первые его роли фильмах внимания зрителей не обратили. Но в театре чувства одиночества, оторванности не было. Режиссер, интеллигентный человек тиранического стиля поведения, очень любил поощрять творчество своих актеров. Те писали музыку, стихи к спектаклям. Да и вообще в коллективе наладилась интересная творческая работа. Театр постепенно стал знаменитым не только в Москве, но и по всей стране, хотя его не рекламировали, а наоборот замалчивали, считая антисоветским. И вот однажды, после некоторой смены поколений, этому актеру предложили главную роль человека, математика, астронома, который всю жизнь шел к величайшему открытию, а когда известил людей об этом, те пообещали сжечь его на костре, если ученый не откажется от своего учения. А потом стали получатся главные роли в этом театре, который стал самых популярным театром Москвы. И вот режиссер задумал поставить спектакль, к постановке которого режиссеры идут очень долго. Это как Эверест у альпинистов. Гамлет! На главную роль никто не пробовался, ее предложили только этому актеру. И он стал репетировать. Почти полтора года тяжелейших унизительных репетиций. Режиссер в бессилии несколько раз закрывал этот спектакль, а потом вновь восстанавливал. Орал на актера, что тот бездарь и недоумок почти на каждой тренировке! Актер сквозь зубы огрызался. И вот спектакль вышел. И это действительно был театральный Эверест. Актер играл не инфантильного интеллигента, а война, мощного физически и духовно, несгибаемого бойца, но при этом образованного и порядочного, каким и сам был по жизни. Столкнувшись с подлостью и предательством близких он размышляет над тем, мстить или не мстить, убивать или не убивать, быть или не быть! Эта постановка стала одной из лучших в XX веке. А актер продолжал работать. Теперь главные роли в лучших спектаклях театра для него не редкость. Он лидер. На него равняется молодежь. Скажем молодой Леонид Ярмольник старался не дышать, когда однажды увидел как тот актер в пустом коридоре театра писал свои поэтические строки. И однажды этот театр стал для актера мал! Его талант, его неимоверная духовная силища требовали простора, свободы. Режиссер теперь лишь номинально оставался начальником актера. Духовная мощь, искренность этого актера были таковы, что популярность его самого затмила известность лучшего театра страны и зрители ломились в этот театр уже даже не на спектакли, а для того, чтобы увидеть, прикоснутся к творчеству этого актера. И сидя в зале они понимали и творческие задумки режиссера, понимали и его искусство. Актеру этому, известному во всем мире, бьющему все рекорды популярности даже сейчас, спустя десятилетия, сотни раз предлагали заоблачные гонорары в других театрах, в других странах, в других сферах деятельности. Но он не ушел. Он не предал! Этот неимоверно физически и духовно сильный актер был еще и мудр. Тяготимый теперь театром, он старался этот театр подтянуть на свой уровень, стал сам режиссировать постановки. Он, матерый, успешный человек, самым простым и предательским путем не пошел, не бросил тех кто прошел с ним весь этот путь. И после того, как этот актер вынужденно закончил заниматься профессией, режиссер, театр, ответили этому актеру на духовную силу и порядочность незыблемой преданностью. С театральных афиш были сняты все спектакли с участием в главных ролях этого актера, а Гамлет не будет поставлен никогда, ведь этот актер не сможет еще раз выйти на сцену. В этом театре только два раза в год - 25 января и 25 июля уже много десятилетий проходят спектакли имени этого актера. В эти дни не может происходить в театре ничего другого. И эти дни событие, это праздник со слезами на глазах. Это долг памяти! Я не могу себе представить этого человека, актера предателем, отступником, он скорее перерезал бы себе вены, но не предал бы тех, кто его любит! Но история не для всех наука. Встречаются люди в различных профессиях, в футболе, например, для которых преданность зрителей, уважение партнеров и непосредственных начальников, тренеров, любовь своего города - пустой звук. Слава и деньги важнее всего? Ну что же, каждый сам выбирает свой путь и история каждому воздает по заслугам. Есть такое понятие - ассоциативное мышление. Так вот, эта заметка не только и не столько о театре, сколько о судьбе личности в профессии. В том числе и в футболе! Я надеюсь на то, что читатели заметки поймут о ком и о чем я старался поведать. Вы свободны в выборе пути, не торопитесь идти по самой простой дороге!