Когда правда разрушает, а обман созидает
Дмитрия АСТРАХАНА называют самым народным режиссёром России. И это неудивительно: его фильмы («Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Перекрёсток») сотни раз крутили по ТВ, и они приносили высокие рейтинги телеканалам. Казалось, всё предсказуемо, но Астрахан вдруг снял необычный психологический триллер. Фильм «Игра» побуждает задуматься над вечными вопросами. По сюжету у владельца издательства и поэта Юрия Платонова (его сыграл Виктор Васильев) жизнь в шоколаде: отличная работа, признание, любящая жена, верный друг, сын-подросток, отец-миллиардер и любовница, которая ему всегда рада и ничего не требует. «Какой же я счастливый человек!» – думает герой Васильева. А потом задаёт себе вопрос, который делит его жизнь на «до» и «после»: «А чего это я такой счастливый?» В прокат фильм должен выйти в июне. – ДМИТРИЙ, вы известны как режиссёр, который снимает фильмы о народе и для народа. Фильмом «Игра» вы решили сменить амплуа? – Я всегда делал то, что мне интересно и волнует. Мои фильмы были разные по жанру и по форме: драмы, комедии, мелодрамы. А волновало лишь то, чтобы они были интересны зрителям. – В Доме кино на предпремьерном показе зал был полностью забит, люди стояли в проходах и на балконе. О чём подумали, когда увидели такой аншлаг? – Подумал, что люди не будут стоять в проходе полтора часа, если фильм им неинтересен. Ещё я заметил, что после просмотра среди зрителей начались яростные споры: «Можно так или нельзя? Прав герой или нет? Допустимо ли такое?» Люди обсуждали проблему, саму идею фильма – главное, о чём может мечтать любой художник. – «Игру» вы сняли два года назад. Почему решили показать только сейчас? – Были художественные проблемы. Фильм непростой по подаче, по изложению. Там есть переходы из одного времени в другое, есть настоящее и прошлое, реальность и нереальность. Нужно было всё собрать по монтажу, найти органичность восприятия, сохранить многослойность. – Выступая на сцене, вы сказали, что основной вопрос сюжета – правда. Нужна ли она нам? Хотим ли мы знать, что о нас думают, стоит ли говорить всю правду людям? А вы как для себя отвечаете на эти вопросы? – Отвечу цитатой из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Герой»: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...» Правда может быть разрушительна, обман может быть созидателен. Как в жизни человека, так и в жизни общества. Что касается меня, то мне, как любому нормальному человеку, нравится, когда меня хвалят и мной восторгаются. Правда это или нет, меня, конечно, волнует. Но я живой человек и «сам обманываться рад». Думаю, что большинство людей устроено именно таким образом. – Все ждали, что герой Виктора Васильева предпочтёт реальную жизнь игре от слабости характера? – Это не слабость, это мудрость. Герой повзрослел, стал мудрее, понял, что жизнь, к сожалению, несовершенна. Можно сказать, что он разочаровался в жизни, понял, что в ней со многим не стоит бороться. Да, есть люди, которым посчастливилось родиться и жить в комфорте, любви, счастье, но их единицы. А наш фильм – алгоритм жизни для большинства. В кино мы создаём гиперболу, образ, заставляющий людей задуматься, как устроена их жизнь. А как я живу? Хотел бы я знать про себя правду? Такой неожиданный выбор героя наиболее эмоционально воздействует на зрителя. – Но грустно же становится, когда у человека так всё предсказуемо получается… – Конечно, грустно. Жизнь вообще вещь трагичная. Но каждый из нас абсолютно понимает отца героя, потому что для своих детей мы делаем что-то подобное, только на своём уровне. Это лишь вопрос возможностей. А как только мы начинаем оправдывать отца, то понимаем и героя. На что вы готовы пойти ради счастья своего ребёнка? Готовы ли вы рисковать его нервами, эмоциями? Человек может рассуждать на эту тему как угодно, но как только его чадо попадёт в сложную ситуацию, то он будет стараться защитить его от неприятностей. – Вы известны как режиссёр, который открывает новых звёзд. А в последнем фильме у вас было какое-то открытие? – Тот же Виктор Васильев. Он человек известный, но не как артист, а как человек телевидения. Как драматический артист – это открытие. Ещё ведущий театральный артист из Гомельского молодёжного театра – Сергей Чугай. В фильме он сыграл отца героя. Чугай никогда не снимался в кино, это его дебют. – То есть теперь им предложения о съёмках в кино посыплются? – Не знаю, что с ними будет, но сыграли они великолепно, и это факт. А дальше уж как судьба сложится. - Кто, на ваш взгляд, герой нашего времени в российском кинематографе? – Я в каждом своём фильме стараюсь найти героя нашего времени, это моя основная задача. Герой времени должен олицетворять собой какой-то нерв попадания в современность. И мне кажется, что нам с драматургом Олегом Даниловым это часто удавалось. – Вы всё время снимаете фильмы по сценариям Олега Данилова. А кто из вас обычно придумывает сюжет? – Бывает, что мы вместе обсуждаем тематические вопросы, но все истории придумывает Олег. Потрясающий сценарист, пишущий интересные истории, он не перестаёт меня удивлять своими драматическими фантазиями, которые затем мне интересно воплощать. Олег чувствует время и зрителя. Мне повезло, что мы встретились.