Голливудские фильмы, которые снимали в России
Приключения агента 007, нелегкая судьба танцора-эмигранта и бал в Зимнем дворце – как голливудские режиссеры снимают фильмы о России в нашей стране.
Работа декораторов, слаженная работа операторов, до деталей продуманный план съемок и отточенные движения и реплики актеров – и вот мы уже не сомневаемся в реальности происходящего. Кинематограф заставляет нас поверить даже в самые фантастические моменты, вроде путешествия во времени или инопланетян. И ему ничего не стоит превратить один город в другой. Поэтому на экране часо вместо обозначенных нам Москвы или Санкт-Петербурга мы видим улочки Берлина, Хельсинки или Риги. Однако есть кинодельцы, которые не боятся сложностей. И готовы работать в незнакомой стране.
«Красная жара», 1988
Поклонники Арнольда Шварценеггера отлично помнят кадры из фильма «Красная жара», где железный Арни вышагивает на фоне Кремля и Мавзолея. Однако мало кто знает, что съемки велись подпольно. Создатели фильма полгода пытались согласовать съемочный процесс, но так этого и не добились. В итоге актеру пришлось играть «роль в роли»: он делал вид, что просто гуляет по Красной площади, а друг-оператор его снимает. Эти исторические кадры вошли в фильм. Однако основную часть советских сцен снимали в Будапеште и в Австрии.
«Обитель зла: Возмездие», 2012
Идея снять часть сцен в России принадлежала звезде с украинскими корнями Милле Йовович. Ради новой части «Обители зла» актрисе и ее мужу, режиссеру фильма Полу Андерсону пришлось заложить дом. Съемочная группа отправилась на Камчатку, а затем в Москву. Часть экшн-сцен были запечатлены на Красной площади. Здесь съемочной группе повезло больше, нежели Шварценеггеру и его команде. Для «Обители зла» главную московскую достопримечательность перекрыли на три часа.
В фильме засветилось и столичное метро. По сюжету героиня Миллы Йовович Элис вместе с напарниками укрывается на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. Однако не все сцены были сняты именно там. Для самых эпичных баталий использовали платформу станции «Bay» метрополитена Торонто. Сейчас она не работает и часто используется для съемок фильмов. Для «Обители зла» декораторы попытались превратить канадскую станцию в московскую. Но внимательные зрители все же найдут пару отличий: более низкий потолок, рисунок на полу, незадекорированные колонны.
«К-19», 2002
Сюжет криминального триллера с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном крутится вокруг аварии на русской атомной подводной лодке, которая произошла в 1961 году. Снимать весь фильм планировали в нашей стране. Работа началась достаточно активно: были отсняты сцены на Киевском вокзале, центральных улицах Москвы, Кузьминском кладбище. Режиссеру фильма Кэтрин Бигелоу даже удалось раздобыть списанную подводную лодку К-77.
Однако съемки чуть было не закончились скандалом. Всей команде запретили работать на территориях частей и на судах Военно-морского флота России. Поэтому большую часть фильма создателям все-таки пришлось доснимать в Германии, Канаде и Великобритании.
«Превосходство Борна», 2004
Этот фильм отличается от голливудских собратьев тем, что здесь зритель видит не только центральную часть Москвы, но и ее окраины. Начинается действие на Киевском вокзале, переходит на Комсомольский проспект и Фрунзенскую. Затем главный герой угоняет желтенькую «Волгу» и начинается автомобильная погоня, во время которой тоже можно немного рассмотреть город. Однако в первый раз ты не отвлекаешься на виды – настолько динамично поставлена гонка. За эти сцены постановщик погони, каскадер русского происхождения Виктор Иванов был удостоен премии «Таурус» Мировой академии каскадеров. В чем-то это даже покруче «Оскара»!
По сюжету фильма Борн прибывает в Отрадное, где находится нужный ему дом. Однако в роли Отрадного сначала выступает другое место – Крылатское. Но после того как герой попадает в квартиру, зрители уже видят в окне нужный район. Магия кино!
«Полицейская академия – 7: Миссия в Москве», 1994
Снять «Полицейскую академию» в Москве продюсер проекта Пол Масслански пожелал еще в 1980-х годах. В это время отношения между США и СССР значительно потеплели, и создатели были уверены, что фильм понравится зрителям по обе стороны океана. Однако приступить к реализации задумки удалось только в начале 90-х. Правда, тогда в кадр попала не советская, а российская реальность.
Это был один из первых комедийных фильмов, произведенных в США, но снятый в России. Конечно, в кадр попала Красная площадь, для некоторых сцен пригласили Балетную труппу Большого театра. Но не обошлось и без неожиданных поворотов. В 1993 году из-за расстрела Белого дома из страны пришлось в срочном порядке эвакуировать всю съемочную группу. Вернуться к работе голливудцы смогли только через несколько месяцев.
«Анна Каренина», 1997
Русская классика и сниматься должна в России. Так решил режиссер Бернард Роуз. В фильме зрители могут сполна насладиться видами Москвы и Санкт-Петербурга, а также их окрестностей. Персонажей Толстого играли Софи Марсо, Шон Бин, Альфред Молина, Джеймс Фокс и другие западные звезды.
В кадр попали Зимний дворец, Петергоф, дворец Меньшикова, дворец Юсупова и другие аристократические особняки. Также съемки проводили в Казанском соборе, Екатерининском дворце в Пушкине, Доме архитекторов и Доме композиторов. Работа продолжалась 2,5 месяца. Съемочной группе приходилось трудится по 12 часов в сутки, 6 дней в неделю. Но фильм получился очень красивым. Хоть и недостаточно любимым в России – большинство все-таки предпочитает отечественную версию 1967 года с Татьяной Самойловой в главной роли.
«Золотой глаз», 1995
После распада СССР казалось, что и история про Джеймса Бонда больше не имеет смысла. С кем же бороться самому известному шпиону? Однако спустя время создатели бондианы решили иначе. И, на радость поклонникам, представили не только нового агента 007 – актера Пирса Броснана, но и перенесли действия в реальный Санкт-Петербург. До этого момента все сцены, которые якобы происходили в России, снимали либо в других странах, либо в павильоне.
Но в середине 90-х создатели размахнулись на славу. Чего только стоит эпизод, где Джеймс Бонд проносится на танке по улицам нашей культурной столицы. В кадре фигурировала настоящая военная техника. T-54/55 одолжил съемочной группе один из британских военных музеев. Танк, управляемый агентом, прошел мимо Исаакиевского собора, по Дворцовой площади, снес ограду на набережной реки Мойки. К счастью, голливудское нашествие настоящих разрушений не принесло и руин не осталось.
«Белые ночи», 1985
Этот фильм переживал нелегкие времена в момент выхода. Картина рассказывает о советском танцоре, который пытается сбежать от диктатуры власти на Запад. Главную роль исполнил Михаил Барышников, который сам покинул страну в 1974 году. Некоторые западные критики после выхода картины написали, что кадры, якобы показывающие советские реалии, смотрятся крайне неубедительно. «Белые ночи» сравнивали с «Парком Горького», где сцены в Москве снимали в Хельсинки.
Режиссеру фильма Тэйлору Хэкфорду тогда пришлось молча проглотить незаслуженную обиду. Он не мог признаться, что все эти сцены были запечатлены в Ленинграде. Для этого Хэкфорд нанял финскую компанию, которая имела право снимать в СССР документальные ролики для западных туристов. Таким образом режиссер получил сцены Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, памятника В. И. Ленину на Московской площади, ленинградских улиц. Рассказать об этом Тэйлор смог только после распада СССР.