«Синонимы»: как авторское кино становится массовым

Не так давно завершился прокат фильма «Синонимы», ставшего победителем Берлинского кинофестиваля 2019 года. Картина израильского режиссера Надава Лапида собрала рекордную кассу в России среди получивших «Золотого Медведя» кинолент за последние 15 лет. Кассовые сборы «Синонимов» на треть выше, чем у победителя 66-го Берлинале — венгерской картины «О теле и душе». Остальные лауреаты смотра отстают по выручке как минимум в два раза. — Примечательно, что пул победителей крупнейших международных кинофестивалей, таких как Каннский и Берлинский, претерпел значительные изменения: за последние 15 лет в него уверенно вошли, существенно потеснив Европу и США, представители Ирана, Китая, Турции, Израиля и даже Перу и ЮАР. Так, в этом году, впервые в истории, «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля получил южнокорейский фильм «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо, — отмечает представитель прокатной компании Татьяна Долженко. — Все это говорит о том, что с одной стороны, весь мир — даже страны, традиционно не относящиеся к ведущим кинопроизводителям — начал снимать одновременно умное, тонкое и зрелищное кино, а с другой — что потребность зрителя в таких фильмах растет везде, в том числе и в России. И сейчас это наглядно показывают сборы фильма «Синонимы». Он рвет шаблон о человеке в обстоятельствах, заявляя свое право на изменение своего отношения к ним. Из любой передряги он вылепит красивую историю со счастливым концом, и, глядя на то, как складывается его судьба, даже самые нереалистичные рассказы из его уст уже не кажутся такими неправдоподобными. И напротив, настоящее, развивающееся перед Йоавом, предстает куда более фантастическим. Его сослуживец постоянно вызывает на агрессию окружающих, лишь бы доказать, что все вокруг недолюбливают евреев. К слову, все эти попытки не находят развития и он остается наедине с распирающей его мнимой гордостью и злостью. Картина ставит интересный вопрос: является ли приобретенное по наследству — нашей основой, или это лишь фундамент из обстоятельств, которые дала нам жизнь. Однако фильм не стал бы победителем Берлинского кинофестиваля, если бы был так прост. Кульминацией сюжета становится теневая экспансия Йоава, когда он нагло переспит с женой своего друга Эмиля и «подарит» ему как писателю все рассказанные им ранее истории о своей жизни. Незаметно из беженца он становится едва ли не захватчиком другого европейского города. Ведь тот, кто захватывает наше внимание, в итоге становится неотъемлемой частью нашего мира, неизбежно меняя нас самих. Вот только сможет ли Йоав ощутить себя комфортно в той реальности, которую он построил и с которой успел слиться? Изменив под себя новое пространство, мы рискуем оказаться ровно там же, откуда пытались сбежать. Читайте также: «Куриоса»: кино о страсти, которая не дает нам жить

«Синонимы»: как авторское кино становится массовым
© Вечерняя Москва