Войти в почту

«Я вам не скажу за всю Одессу»: каким оказался фильм открытия Кинотавра

В воскресенье, 9 июня, в Сочи стартовал Кинотавр. Открыла фестиваль лента знаменитого продюсера и режиссера Валерия Тодоровского «Одесса». Навеянный яркими воспоминаниями о курортном отдыхе фильм оставляет сложное послевкусие. Во-первых потому, что сюжетные повороты вызвали много этических споров среди кинокритиков. Во-вторых — было непонятно, насколько эта картина автобиографическая. Август, 70-е годы. В типичной советской квартире проживают пожилые родители с двумя дочерьми, их мужьями и детьми. Накручивая форшмак они ожидают приезда родственников из Москвы. Анекдотичная еврейская семья сразу завоевывает сердце смотрящего, и дело не только в акценте, игре стереотипов. Каждый из героев наделен непростым, но до боли узнаваемым и родным зрителю еще по фильмам Гайдая характером. Юмористический накал растет, когда после приезда Бориса (Евгений Цыганов) и его сына Валеры город накрывает волна эпидемии. Дальше как в той шутке Жванецкого про похоронный оркестр: люди мрут от холеры, а по улицам с музыкой и маршем их провожают в последний путь. Леонид Ярмольник поделился, что образ его персонажа — пожилого главы семейства, во многом напомнил ему собственного отца. Тодоровский, как и немалая часть членов съемочной группы, родился в Одессе. Он признался, что некоторые персонажи списаны с реально существовавших людей. Сложно не заметить его внешнее сходство с самым юным героем — Валериком. Авторы кино соткали сюжетную канву из личных историй, отразив на экране сокровенные эмоции. В картине отсутствует конкретная тематика — это рассказ о семье, о способности принять себя/других, о преодолении трудностей, о безбашенной и наивной влюбленности, о чувстве общности, о непосредственном месте в определенный момент времени. Это кино-воспоминание, настолько же универсальное, насколько интимное. Оно погружает смотрящего в собственное детство, возвращает к истокам, заставляет забыть о настоящем и переместиться назад во времени. Фильм пропитан жизненным опытом и завершается также мудро и элегантно, как начался. Читайте также: «Синонимы»: как авторское кино становится массовым

«Я вам не скажу за всю Одессу»: каким оказался фильм открытия Кинотавра
© Вечерняя Москва