10 фильмов, которые должен посмотреть каждый дизайнер
Дизайнер Strelka Mag и создатель журнала Losko Вячеслав Новосельцев выбрал десять фильмов, которые должен посмотреть каждый дизайнер — от документального кино про хранилище ядерных отходов до авангардного фильма без слов Сергея Параджанова «Цвет граната». Навстречу вечности Сейчас в Финляндии идет строительство одного из самых значительных объектов для человечества: вечного хранилища ONKALO для захоронения атомных отходов. Углубление высекают в скале, а когда хранилище заполнится, его запечатают, чтобы больше никогда не открывать. Там радиоактивные отходы смогут храниться до ста тысяч лет — ровно столько времени необходимо, чтобы они стали безопасными. В документальном фильме «Навстречу вечности» рассказывается о специалистах, которые ищут вербальные и невербальные способы предупредить будущие поколения о скрывающейся в хранилище опасности. Они используют все языки мира, аудиосигналы и пиктограммы, чтобы донести информацию потомкам через десятки тысяч лет. Дизайнерам будет интересно провести аналогию фильма со своей работой: важно мыслить на несколько шагов вперед, тогда дизайн будет более гибким и продуманным. От шефа (Chef's Table) Еда уже давно перестала быть просто способом утолить голод. Блюда – это картины из вкусов, которые в правильном сочетании создают цельную композицию. В Сериал Netflix «От шефа» снялись известные повара мира, которые рассказывали о себе и своей работе. Сериал полон ассоциаций с рабочими буднями дизайнеров. Повара ищут свой стиль, обращают внимание на контексты, клише, народные рецепты. Повар, как и дизайнер, работает со смыслами, содержанием, культурными кодами, отсекая лишнее и оставляя суть. Абстракция: Искусство дизайна «Абстракция: Искусство дизайна» — еще один сериал от Netflix. Каждая серия посвящена одному дизайнеру. В нем, например, снялись графический дизайнер Паула Шер, художник-постановщик Эс Дэвлин и архитектор Бьярке Ингельс. Они рассказывают про свою работу и о том, как принимают художественные решения. Интересно, что в сериале показаны не только профессиональные пути, но и то, как плотно связан дизайн с нашей жизнью и как сильно на нее влияет. Гениальный дизайн Этот сериал от BBC можно встретить в любой классической подборке фильмов о дизайне. Наша повседневная жизнь полна привычных мелочей, которые мы не замечаем, но которые делают нашу жизнь гораздо комфортнее. За этими простыми вещами стоят вполне конкретные люди и их интеллектуальный труд. «Гениальный дизайн» помогает понять ход мыслей тех, кто может придумывал простые, но гениальные идеи. Имз: архитектор и художник Чальз и Рэй Имзы — американские дизайнеры, чья мебель из фанеры и пластика стала популярной еще в 50-х годах и с тех пор считается классикой. Благодаря супругам предметный дизайн стал массовым, но при этом не перестал быть красивым. Имзы искали такие материалы, которые оставались эстетичными, функциональными и доступными одновременно. В частности супруги много работали с фанерой. Помимо мебели из этого материала Имзы создавали детали для самолетов и биоморфные шины для раненых солдат США. Время развлечений Это остроумный фильм французского режиссера Жака Тати о человеке в современном мегаполисе. Париж у Тати совсем не похож на себя, он выглядит утрированно технологичным, выполнен из стекла и металла. Благодаря потрясающей работе с цветом и минималистичным кадрам Тати превратил мегаполис в гротескное пространство, что дает возможность посмотреть по-новому на городскую повседневность, на выставки техники и мебели, на офиснyю жизнь в open space или в неуютных квартирах с телевизором как главной точкой притяжения. Трилогия Роя Андерссона Кадр из фильма «Песни со второго этажа». Рой Андерссон, в первую очередь, — режиссер рекламных роликов, хотя известность приобрел благодаря фильмам «Песни со второго этажа», «Ты, живущий» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Эта трилогия принесла Андерссону всемирное призание среди любителей авторского кино. Все его работы отличает блеклая, почти серая, гамма, которая создает меланхоличную атмосферу. Режиссер расставляет людей и предметы в целую композицию, где каждая деталь играет свою роль. Начать знакомство с остроумным юмором и идеальными кадрами Роя Андерссона можно как раз с его рекламных роликов, которые впечатляют в художественном смысле не меньше чем фильмы. Фильмы Уэса Андресона Уэс Андерсона все знают как режиссера, который очень скрупулезно, если не дотошно, выстраивает кадры в своих фильмах. Они имеют четкую геометрию и почти всегда симметричны. Цветовая гамма картин Андерсона, кажется, играет ещё более значимую роль, чем это обычно бывает в фильмах. Розовый цвет передает наивно богемную атмосферу в «Отеле Гранд Будапешт», а серые тона в «Острове собак» — отчаянье брошенных на свалке животных. Среди фильмов, представляющих наибольший интерес с художественной точки зрения, помимо уже упомянутых: «Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны» и «Семейка Тененбаум». Жертвоприношение «Жертвоприношение» — последний фильм Андрея Тарковского. Он снимал эту работу в Швеции на фоне скандинавских серых пейзажей. В фильме почти нет сложных композиций и архитектуры. При этом за каждым — даже почти пустым — кадром стоит большая художественная работа. «Жертвоприношение» также знаменит сценой горящего дома, из-за неисправности камеры ее пришлось снимать дважды. Цвет граната «Цвет граната» в 1968 году снял режиссер Сергей Параджанова. Благодаря работе с цветом, текстурами и национальным смыслами режиссер создал самый живописный фильм в истории СССР. Это история жизни армянского поэта Саят-Новы рассказана не словами, а только с помощью поэзии визуальных образов. В 2015 году Nicolаs Jaar, вдохновившись работой Параджанова, решил переозвучить классику, опираясь на свое мировоззрение и ощущение, и выпустил альбом саундтреков к фильму Pomegranates.