«Бубновый валет» и картина Репина
Сегодня в Политехническом музее состоялся организованный обществом художников «Бубновый валет» публичный диспут на тему «Художественная ценность пострадавшей картины И.Е. Репина». К началу лекции приехал И.Е. Репин в сопровождении реставратора его картины Богословского. Литератор М. Волошин в своей речи, напоминая о целом ряде трагических сцен, происходивших в разное время перед картиной Репина, истерик, обмороков, испугов школьников и детей, подчеркивал, что Репин, создавая свою картину, переступил известную этическую черту. Многие этого не понимали, а только страдали, стоя перед картиной. Нашелся Балашов, который инстинктивно понял это, и, в соответствии со своим культурным навыком, протестовал. Балашов, по словам лектора, претворил свои переживания в известный акт и сделал то, что нужно было сделать. В заключение своей лекции Волошин продемонстрировал снимки с картины Репина, портреты Балашова и Репина. Как только на экране появился портрет художника, вся публика, даже не зная о присутствии Репина в зале, встала и начала аплодировать. Слева. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Справа: фрагмент картины, порезанной Абрамом Балашовым в 1913 году Когда начались прения, Репин попросил слова и стал возражать по существу технических указаний, которые сделал Волошин. В своей речи Волошин подчеркивал бутафорский характер содержания картины и сказал, что эта картина написана под влиянием оперы «Риголетто». Репин, отвечая, заявил, что он не писал под влиянием опер, но под влиянием его картины была написана Мусоргским опера «Борис Годунов». Затем Репин высказал убеждение, что Балашов подослан представителями тех партий художников, которые идут походом на святая святых русского искусства. В этом месте раздалось шиканье, но оно было покрыто аплодисментами. При выходе Репина из зала ему была устроена продолжительная овация. Газета «Русская молва», 1913, № 64, 13 февраля, стр. 2