Иностранным кинематографистам просубсидируют съёмки фильмов в России
Иностранные продюсеры, решившие снимать кино в России, смогут, по замыслу Минэкономразвития, вернуть 25% понесённых затрат на производство. А если фильм будет продвигать позитивный образ России — даже 30%. Минэкономразвития подготовило правила предоставления субсидий из федерального бюджета при съёмке иностранцами кино- и телефильмов на территории России. Соответствующий проект постановления правительства размещён на федеральном портале нормативных и правовых актов. Функции агента по выплатам субсидий, так называемых рибейтов, будет выполнять Российский экспортный центр, следует из документа. О запуске программы может быть объявлено уже в сентябре, уточнила старший эксперт по креативным индустриям Российского экспортного центра Евгения Данильченко. Кто получит субсидии из федерального бюджета Хотя государство будет компенсировать расходы иностранных киностудий, получить рибейт смогут не они, а их местные партнёры — производственные студии. Они должны отвечать определённым критериям: специализироваться на кино- и телепроизводстве, работать на рынке не менее одного года, не быть аффилированными с иностранными компаниями и т.п. Выбор российского партнёра при выплате рибейта обусловлен нормами Бюджетного кодекса, согласно которым выплаты субсидий нерезидентам запрещены, уточнил представитель Минэкономразвития. Государство готово частично возместить транспортные и гостиничные расходы, вознаграждение местного персонала, создание декораций, пошив костюмов, охрану общественного порядка на съёмочной площадке и другие услуги, в том числе, к примеру, предоставление прогнозов погоды. Чтобы иностранная киностудия получила через своего российского партнёра компенсацию, её бюджет на съёмки в России должен быть не менее 20 млн руб. для художественного фильма и 10 млн руб. — для анимационного (в обоих случаях минимальный хронометраж картины равен 60 минутам), 5 млн руб. — для документального фильма (40 минут) и одного эпизода сериала (15 минут). Каков будет размер рибейта Претенденты на субсидии должны будут пройти квалификационный тест и набрать минимум 17 баллов из 41 возможного, следует из проекта правил. Учитываются культурный и экономические аспекты проекта и требования к творческой группе. Например, если сюжет фильма или сериала основан на российском литературном произведении, проект получает 2 балла, если съёмки в России займут семь дней — 3 балла, 14 дней — 4 балла, 21 день и больше — 5 баллов, если режиссёром или ведущим актёром или актрисой на проекте будет гражданин России — 1 балл. В случае если среди ключевых участников творческой группы выступает уже лауреат «престижной международной премии», то проект получает дополнительные 2 балла. Квалификационный тест будет проводить экспертный совет, в его состав войдут представители Минэкономразвития, Минкультуры, Российского экспортного центра (РЭЦ), а также кинобизнеса, в том числе продакшены, которые уже работают с иностранцами, обещает Данильченко. Базовый размер рибейта определен в 25% от фактически понесённых и документально подтвержденных затрат. В РЭЦ считают такую ставку «конкурентной». К примеру, 20% возвращают иностранным кинопродюсерам в Северной Македонии, в Сербии и Хорватии сейчас это 25%, в Эстонии — 30%. За что предусмотрен повышенный рибейт Чиновники предусмотрели и повышенный размер субсидий, следует из проекта правил. Для этого претенденту надо получить на квалификационном тесте 4 балла за «продвижение позитивного образа России». «В сюжете представлены локации, архитектурные объекты, объекты культурного наследия или элементы национальной культуры, связанные с Россией (либо, в случае анимационного производства и виртуальной реальности, их цифровые аналоги), национальные атрибуты, напрямую способствующие продвижению позитивного образа России», — указано в документе. Это распространенная практика, когда при оценке проекта учитывается такой критерий, как продвижение положительного образа страны или территории, утверждает предправления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. Он объясняет: у рибейта задачи не только экономические — привлечь инвестиции, но и имиджевые — повысить узнаваемость территории и как следствие — привлечь туристов. Культурный тест — необходимое условие при получения рибейта, в частности, в Чехии и Венгрии. У чешской кинокомиссии это восемь критериев, за каждый из которых претенденту начисляется по 2 балла: сюжет основан на событии, ставшем частью европейской культуры, фильм затрагивает важные европейские ценности и т.д. Соискателю необходимо набрать минимум 4 бала. Насколько важны в кинопроизводстве рибейты Крупные мировые кинокомпании сейчас рассматривают возможность проведения съёмок в той или иной стране, в том числе исходя из того, есть ли в ней рибейты, констатирует гендиректор российского офиса Sony Pictures Productions & Releasing Антон Сиренко. «И даже между странами, где система компенсаций затрат на съёмки работает, существует конкуренция. России на этой карте пока нет», — добавляет Сиренко. В 2016 году на территории ЕС с использованием различных финансовых поощрений — денежных рибейтов и налоговых льгот — было снято более половины из всех 446 кинофильмов, свидетельствуют последние доступные материалы Европейской аудиовизуальной обсерватории. При €1,4 млрд общих производственных затрат на эти картины размер финансовых преференций оценивался в €140 млн. С применением денежных рибейтов было снято 162 фильма, налоговые льготы были предоставлены при съёмках 175 картин, размер субсидий равнялся соответственно €75,8 млн и €68,1 млн. Российским продюсерам постоянно поступают предложения о копродукции, но всё упирается в отсутствие механизма компенсации затрат для зарубежных съёмочных групп, сетовал в марте этого года на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии режиссёр и основатель «Арт Пикчерс Студии» Федор Бондарчук. После этого премьер Дмитрий Медведев дал поручение Минэкономразвития, Минкультуры и Российскому экспортному центру проработать вопрос субсидий из федерального бюджета. Регионы-пионеры В России система рибейтов по инициативе Ассоциации продюсеров кино и телевидения и Агентства стратегических инициатив уже действует на региональном уровне. Первый рибейт был выплачен в 2017 году правительством Приморского края, а получила её кинокомпания «Марс Медиа» за съёмки во Владивостоке фильма «На районе». Точный размер компенсации не раскрывался, известно лишь, что правительство Приморского края компенсировало до 15% бюджета на съёмки. Сейчас система рибейтов через местные кинокомиссии действует в десяти регионах, в том числе в Петербурге, Калининградской и Новгородской областях, Краснодарском крае, Адыгее. Ставку и общую сумму субсидий администрация каждого региона устанавливает самостоятельно. К примеру, в Калининградской области, которая поддержала в прошлом году пять кинокомпаний, возмещали продюсерам до 20% общих расходов на съёмки в регионе. ИСТОЧНИК: РБК