«Однажды в Трубчевске»: чем хорош самый недооцененный фильм «Кинотавра»
На юбилейном, 30-м «Кинотавре» презентовали новый фильм режиссера Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске». Ранее картина участвовала в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, однако не получила приз. Это кино также осталось недооцененным здешней публикой, корреспондент «Вечерней Москвы» рассказывает, почему вам стоит сходить на него в прокате. Скромная и по-сельски простая картина Ларисы Садиловой рассказывает о супружеской неверности. В центре сюжета жители обычной российской деревни — дальнобойщик и домохозяйка. У него своя семья и ребенок, у нее тоже. Каждый раз жена заботливо собирает его в рейс, а муж отвозит ее на вокзал и сажает в автобус. Каждый раз Анна высаживается на пустой трассе, где спустя время ее подбирает знакомая фура. В пути она вяжет, а он крутит баранку. Они кушают пельмени в придорожных кафе и стыдливо опускают глаза, предъявляя паспорта при заселении в отелях. Связанные вещи она продает в столичных магазинах, он осуществляет доставку, и они возвращаются назад к своим семьям. Она хочет, чтобы он ушел от семьи. Он не может заставить себя рассказать обо всем жене. Все предельно просто, но в этой простоте кроется большая честность. От нее хочется откреститься, с ней не хочется соприкасаться. Для кого-то это травмирующие детские воспоминания о каникулах у бабушки, а кто-то просто брезглив по отношению к людям более низкого социального статуса. Кажется, одна из целей нынешнего кино — показывать то, чего мы не хотим видеть или не замечаем. В этом смысле кино «Однажды в Трубчевске» отлично обыгрывает ту же «комедию» «Давай разведемся!», недавно показанную на «Кинотавре». Если кино Анны Пармас рассчитано на широкую аудиторию, которая хочет увидеть на экране ироничный взгляд на историю о разводе, то лента Садиловой — лишенный сарказма авторский взгляд на те же события. Полярно разные фильмы были сняты для разного зрителя, но второй, менее полюбившийся здесь, ничуть не менее качественно сделан. За развитием событий наблюдаешь без придыхания, здесь нет накала страстей, нет юмора. Но и смеяться, собственно, не над чем. Зритель видит и понимает, что главные герои нашли друг в друге то, чего они не могут обнаружить в супругах. Когда Анна танцует для возлюбленного, не полюбить эту обаятельную полную женщину невозможно. Садилова подчеркнула, что специально не брала актеров модельной внешности. Кроме того, профессиональных актеров в картине четверо, остальные — реальные жители Трубчевска. Это искреннее и не претенциозное кино, чем оно и подкупает. То, что мы можем увидеть вокруг себя в ближайшем окружении, нам слишком знакомо. Красивые наряды, дорогие машины, обустроенные дома и образованные люди, безусловно, приятны глазу и слуху. Но как насчет того, чтобы столкнуться с другой действительностью, которая находится совсем не в параллельной реальности, а просто немного дальше МКАДа? Читайте также: Бандитские 90-е и феминизм: экскурс по короткому метру «Кинотавра»