Зарубежным кинематографистам хотят компенсировать съемки в России

Минэкономразвития придумало, как привлечь в РФ зарубежных кинопроизводителей. Кинематографисты смогут вернуть 25% затрат на производство фильма, если он будет сниматься на территории России. Причем если картина будет продвигать позитивный образ страны, то продюсеры получат обратно и вовсе 30% затраченных средств, говорится в проекте постановления правительства. Для получения так называемого рибейта кинопроизводитель должен будет выполнить некоторые условия. В частности, его бюджет должен быть не менее 20 млн рублей для художественного фильма, 10 млн — для анимационного, 5 млн — для документального или одного эпизода сериала. Также претенденты должны будут пройти квалификационный тест и набрать минимум 17 баллов из 41. Баллы будут начисляться, например, за число съемочных дней в России, количество российских актеров. МЭР слишком самонадеянно и условия должны быть мягче, считает редактор портала Film.ru Евгений Ухов. — Приглашение выглядит несколько странно, так, будто у нас уже очередь со всего мира собралась из режиссеров и продюсеров мирового уровня, которые изо всех сил хотят снимать в России, но им нужно пройти сначала какой-то экзамен. Все-таки для начала мы должны создавать привлекательные предложения для инвестиций, для интереса к своей стране. Это может быть такой первый шаг: мы немножечко завышаем требования, а потом будем готовы поторговаться. — Среди предложенных вариантов — создание положительного образа России. Как это расценить? — Довольно сложно иногда бывает распознать иронию, саркастическое отношение к той или иной публике в стране, особенно когда это касается каких-то комедий. Поэтому на этапе задумки может выглядеть как одного рода кино, а на выходе может получиться совершенно другое. Мне кажется, это не очень правильно вообще в отношении творчества, потому что художник должен рассказывать историю вне зависимости от того, как он относится к героям, он должен показать чувства, эмоции, а зритель должен уже сам решить, как он к этому относится. Субсидировать иностранные компании в России по закону нельзя, поэтому рибейты будут получать не зарубежные киностудии, а их российские партнеры. Они должны отвечать определенным критериям: специализироваться на кино- и телепроизводстве, работать на рынке не менее года и не быть аффилированными с иностранными компаниями. Отечественные партнеры могут обеспечивать техническую сторону съемок, логистику и вести переговоры с Минкультом или местными властями, где предполагаются съемки. Продюсер, глава кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов считает, что для России это хорошая новость, так как по-другому привлечь в нашу страну инвестиции в виде кинопроизводства нельзя. Механизм компенсации средств, потраченных продакшн-студиями в той или иной стране, распространен во всем мире, отметил Изотов. Александр Изотов глава кинокомпании «Царь Pictures» «Это очень большая, серьезная и давно действующая практика. Я думаю, что большинство больших проектов снимается именно с учетом этих механизмов. В свое время из Лос-Анджелеса огромное количество производителей уехало в Канаду только потому, что там дали мощный рибейт — больше 30% можно было вернуть. То есть Голливуд на какое-то время буквально осиротел. Я считаю, что в этом вопросе наше правительство делает действительно нужное и важное дело. Безусловно, 25% возврата может резко улучшить отношение кинопроизводителей к России. Однозначно она эффективна с точки зрения инвестиций. Съемка кино, особенно большого кино — это большие вливания в создание рабочих мест, в малый и средний бизнес. В Америке есть штаты, которые дают рибейт до 50%. Что касается положительного имиджа России, то это неотъемлемая часть, на мой взгляд: 5% лишними не будут, а если иностранные компании из-за них поработают над имиджем России, то вообще замечательно. Если дальше история пойдет так, как это происходит во всем мире, то все мы будем рады, и иностранные производители к нам придут. Однако если мы начнем назначать те компании, которые будут снимать по заказу, получать рибейт смогут далеко не все, а только избранные. В таком случае ситуация может немножко тормознуться». Зарубежные студии снимали в России такие фильмы, как «Обитель зла: Возмездие», «Превосходство Борна», «Полицейская академия 7». Одной из наиболее известных стала картина «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером. Большинство «советских» сцен было снято на Западе. Продюсеры не смогли получить разрешение на съемки на Красной площади, и группа обставила создание этого фрагмента как съемки «любительского видео». Актер нарядился в милицейскую форму и вышел гулять по центру Москвы, съемочной группе удалось оперативно запечатлеть это на пленку. Россия редко появляется в кадре голливудских фильмов не только из-за бюрократических трудностей, но и из-за того, что это крайне невыгодно. Для иностранных кинопроизводителей нет никаких льгот кроме возможности в некоторых случаях не платить НДС. Именно поэтому в блокбастере «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в Москве снимали лишь панорамные планы Красной площади: все остальное — в Праге и на студии в Канаде. Что касается нашумевшего сериала «Чернобыль» НВО, то московские сцены снимали в Киеве, а сам Чернобыль — в Литве.

Зарубежным кинематографистам хотят компенсировать съемки в России
© BFM.RU