Войти в почту

Стражи галактики. Почему первые «Люди в черном» — лучшая экранизация комиксов Marvel

2019 Трудно сказать, как проходил питчинг новых «Людей в черном» в офисах студии Sony, но есть подозрение, что на нем часто произносили волшебное слово Marvel. В начале 2018-го на главные роли пригласили Криса Хемсворта и Тессу Томпсон, отлично зарекомендовавших себя в дуэте у Тайки Вайтити в блокбастере «Тор: Рагнарёк». Несмотря на отсутствие любовной линии, экранной химии между Тором и Валькирией было достаточно, чтобы перенести дуэт в совершенно другую вселенную. Сценаристы Голливуда должны уметь все: от драмы про катастрофу на атомной электростанции до комедии про мальчишник в Вегасе Сценаристами картины с подзаголовком «Интернэшнл» стали Арт Маркум и Мэтт Холлоуэй. В их фильмографии значился первый «Железный человек», запустивший киновселенную Marvel. Они же работали над экранизацией брутального боевика «Каратель: Территория войны» — также по комиксам Marvel. Наконец, эти же сценаристы поработали над чудовищным монстром Майкла Бэя «Трансформеры: Последний рыцарь», но мы знаем, что по-настоящему востребованные сценаристы Голливуда должны уметь все: от драмы про катастрофу на атомной электростанции до комедии про мальчишник в Вегасе. Слово Marvel затмевало продюсерам перезапуска здравый смысл, очень важный при разработке такого рода картин. «Люди в черном: Интэрнешнл» начинаются в Париже, прямо на Эйфелевой башне, которая, как оказалось, очень давно была точкой первого контакта с инопланетянами. Странно, что до Америки пришельцы добирались добрых семь десятков лет — то ли иммиграционные службы были против, то ли сценаристы забыли тот факт, что первый контакт в фильме Барри Зонненфельда случился в 1961 году. При этом события развиваются в той же вселенной — из третьего фильма все того же Зонненфельда позаимствовали Эмму Томпсон, ее агент О возглавляет ЛВЧ и по сей день. На самом верху башни в 2016 году агент Эйч (Крис Хемсворт) и его напарник Ти (Лиам Нисон), глава британского отделения ЛВЧ, спасли Землю от нападения зловещего Роя, причем при помощи лишь одной смекалки и деатомизатора 70-й серии. Действие затем резко откатывается на 20 лет назад, в Нью-Йоркский Бруклин, где юная Молли помогает симпатичному синеватому пришельцу сбежать от дуэта в черном. Родителям девочки стирают память, но она все помнит, и по прошествии многих лет пытается поступить на работу в ФБР или в ЦРУ. На самый верх («В бухгалтерию?», — уточнят непонимающие сотрудники, и, пожалуй, это лучшая шутка фильма). Отделение ЛВЧ девушка найдет сама, после чего познакомится с О, получит крутой черный костюм, очки, статус стажера и назначение в Лондон, где случилась некая «ситуация». Ради чего именно М отправили в столицу Великобритании, мы так и не узнаем — она очень скоро окажется в компании Эйча, изображение подвига которого на Эйфелевой башне красуется в кабинете начальника. Там же, к слову, есть картина с Джеем, Кеем и здоровым Жуком. Расследование убийства высокопоставленного инопланетного монаршего лица (синего цвета) приведет агентов Эйч энд Эм в Марракеш и в Италию, оправдав подзаголовок. Ф. Гэри Грэй, снимавший картину, ничем не выделяется — он крепкий ремесленник (это комплимент), поставивший боевики «Переговорщик», «Ограбление по-итальянски», «Форсаж 8» и нашумевшую рэп-драму «Голос улиц». Что действительно интересно, Грэй уже второй раз подбирает франшизу, заброшенную Зонненфельдом — в 2005 году он снял невнятный фильм «Будь круче», продолжавший неплохую комедию «Достать коротышку». Теперь «Люди в черном» с относительно умеренным бюджетом ($110 млн) и… абсолютно разгромными рецензиями. На момент написания статьи, у фильма были несчастные 27% «свежести» на Rotten Tomatoes. Фильм есть за что ругать — он беззубый, лихорадочно смонтированный, набит клишированными диалогами и стандартными спецэффектами. Это очень среднее кино, которое должно заставить вас пересмотреть оригинальный фильм, а пока ответим на вопрос, почему первых «Людей в черном» до сих пор не удалось повторить (даже Барри Зонненфельду). 1997 В начале 1990-х продюсеры-супруги Уолтер Ф. Паркс и Лори МакДональд купили права на экранизацию серии комиксов «Люди в черном». Автором значился Лоуэлл Каннингем, как впоследствии напишет New York Times, «обычный с виду человек, живущий в обычном доме». Каннингем обожал фантастику, но особняком стоял сериал «Колчак: Ночной охотник». Его протагонист, чикагский журналист Карл Колчак, расследовал загадочные убийства, связанные с паранормальными явлениями. Наверное, поэтому комикс «Люди в черном» от издательства Aircel (впоследствии оно оказалось во владении Marvel, переиздавшем серию после выхода фильма) делал упор на борьбу с демонами, вампирами, мутантами и иногда с инопланетянами. Агенты все так же стирали память свидетелям с помощью нейрализаторов, но поскольку комикс был гораздо мрачнее, признавались, что раньше приходилось и убивать. Сценаристом адаптации взяли Эда Соломона, бывшего комикса-стэндапщика, автора забавной дилогии о приключениях Билла и Теда, двух музыкантов-обормотов, путешествующих во времени. Соломон предложил продюсерам переделать комикс, заменив всю нечисть инопланетянами, а также добавить юмора, оставив общий нуарный тон. Для переноса на экран сначала позвали Квентина Тарантино (отказался), затем Джона Лэндиса (заявил, что у него уже есть свои люди в черном – «Братья Блюз»). В итоге режиссерское кресло занял Барри Зонненфельд, оператор ранних фильмов братьев Коэнов, благодаря которому во многом определился стиль режиссеров. Снимавший «Просто кровь», «Воспитание Аризоны» и «Перекресток Миллера», Зонненфельд дебютировал в режиссуре черной комедией «Семейка Аддамс». К «Людям в черном» он пришел уже после криминальной комедии «Достать коротышку» и рассказал продюсерам, что хочет снять «Французского связного» с инопланетянами. Соломон в очередной раз переписал сценарий. Поначалу главные роли Зонненфельд планировал отдать Крису О’Доннеллу, Робину из «Бэтмен навсегда» и, как ни странно, Клинту Иствуду. На кандидатуре первого настаивал продюсер Стивен Спилберг, но Зонненфельд хотел взять Уилла Смита. «Мы встретились с Крисом, я сказал ему, что сценарий неважный, я сам плохой режиссер, да и вообще ему не стоит сниматься в этом фильме». О’Доннелл сообщил Спилбергу, что не заинтересован, но сказал, что роль Кея неплохо подошла бы Томми Ли Джонсу, с которым он только что снимался. Здесь противоречий не было. Уилл Смит, приглашенный на роль новичка-агента, был хорошо известной звездой сериала «Принц из Беверли-хиллз», показал свои драматические таланты в «Шести степенях отчуждения». Он снялся в двух боевиках, суммарно собравших почти миллиард долларов. «Люди в черном» обещали нечто похожее: по духу это бадди-муви как «Плохие парни», но угроза исходит от инопланетян, как в «Дне независимости». Еще одной удачей фильма стало назначение актеров на роли второго плана. Линда Фиорентино играла сотрудницу морга, причем без малейших намеков на любовный интерес для героя Смита. Саркастическая брюнетка могла бы стать новой героиней в сиквеле, но, к сожалению, этого не случилось. Наконец, непростая задача выпала Винсенту Д’Онофрио — играть фермера, чью кожу носит инопланетный жук. Несмотря на весь грим, лишь благодаря пластике актера зритель верит, насколько неудобно себя чувствует пришелец в «костюме» Эдгара. «Люди в черном» могут показаться визуально скуповатыми, но Зонненфельд не скрывает нуарное нутро фильма, и отправляет своих героев на улицы Нью-Йорка (город играет существенную роль в картине), показывая, насколько удобно пришельцам скрываться в этой пристани разномастных фриков. Один из главных мотивов фильма утверждение «размер не имеет значения». Уже в первых кадрах, когда стрекоза летит под тревожные такты мелодии композитора Дэнни Эльфмана (его Зонненфельд позаимствовал у Тима Бёртона), зритель не сразу понимает, какой размер насекомого. Возможно, оно огромное, но нет – с последним аккордом стрекоза врезается в стекло фургона, перевозящего нелегалов из Мексики в США. Сейчас, когда американский президент проводит антмиграционную политику, сцена, в которой правительственные агенты пропускают в Америку мексиканцев, смотрится чуть ли не провокацией. Более того, Нью-Йорк продолжает служить прибежищем для мигрантов из космоса — особенно для тех, у кого больше нет родной планеты. По сути, «Люди в черном» — история о работе миграционной службы, но для простоты на постер поместили слоган «Защищаем Землю от отбросов Вселенной». Фильм Зонненфельда сложно назвать идеальным летним блокбастером. Его палитра приглушена, пришельцы жутковаты (один персонаж откровенно разлагается на экране, другому сносят голову, третий падает с крыши), героев постоянно обливают слизью, а огромные пушки с постеров и вовсе появляются только в финале. Но несмотря на это, а также на проблемы со сценарием (Соломону пришлось переписывать его несколько раз) и на площадке (Зонненфельд полностью переснял финал, решив, что оригинальный не подходит), «Люди в черном» хвалили критики (92% «свежести» на Rotten Tomatoes) и любили зрители ($589,4 млн в мировом прокате). Последовавший за ним мультсериал более-менее отразил атмосферу фильма. Когда Зонненфельд взялся за продолжения, они хоть и были успешны в прокате, но сравнения не выдерживали. Причин тому несколько. Во-первых, отсутствие Эда Соломона, чьи шутки вытянули первую картину. Во-вторых, попытка пойти по уже знакомому сценарию: на Землю прилетает воинственный инопланетянин в поисках опасного гаджета, который находится в необычном месте (кстати, перезапуск повторяет эту же схему). В-третьих — усиленное студийное влияние усреднило фильмы, и не дало режиссеру качественно повторить собственную же картину. Четвертый фильм пусть и расширил географию, но он не смог даже на йоту уловить тональность оригинала. Это типичное «студийное кино» со всеми недостатками. К сожалению, в ближайшее время мы обречены смотреть безопасные и выверенные продюсерами и маркетологами фильмы — рисковать крупными суммами никто не хочет. Но это уже тема для совсем другого текста.

Стражи галактики. Почему первые «Люди в черном» — лучшая экранизация комиксов Marvel
© Forbes.ru