Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

In memoriam. Франко Дзеффирелли 

In memoriam. Франко Дзеффирелли
Фото: АртГид
Его фамилия — почти из Моцарта. В последнем акте моцартовского «Идоменея» троянская принцесса Илия поет мечтательную арию Zeffiretti lusinghieri: «Ласковые ветерки-зефирчики, летите к моему возлюбленному и скажите ему, что я его обожаю!» Ласковые ветерки (zeffiretti) должны были осенять жизнь : он родился вне брака, и мать хотела дать сыну фамилию Zeffiretti, взятую из либретто «Идоменея». Но ошибка, допущенная при регистрации, превратила Zeffiretti в Zeffirelli. И жизнь оказалась совсем не похожей на зефир.
Детство Франко Дзеффирелли пришлось на период фашистского режима в Италии, о чем он сам рассказал в полуавтобиографическом фильме «Чай с Муссолини» (1999). В начале Второй мировой 17-летний Дзеффирелли, убежденный антифашист, ушел в партизаны, успев получить архитектурное образование (в той самой флорентийской Академии, в музее которой стоит «Давид» Микеланджело). После войны — встреча с Лукино Висконти, культовой фигурой итальянского театра и кинематографа (Дзеффирелли был ассистентом Висконти на съемках неореалистического шедевра «Земля дрожит»). Потом автомобильная авария в 1969-м — за рулем была Джина Лоллобриджида, после аварии Дзеффирелли пришлось пережить несколько пластических операций. Он никогда это не обсуждал — зачем? К тому времени он уже обосновался на художественном олимпе.
Дзеффирелли мог бы снять только «Ромео и Джульетту» (1968) — ожившую ренессансную фреску, в которой юные герои любили и умирали под душераздирающую музыку Нино Роты. Или поставить только «Тоску» Пуччини в Ковент-Гарден (1964) и навечно стать идолом всех операманов мира, потому что второй акт именно этого спектакля был заснят на телекамеру и стал одной из лишь двух театральных съемок оперной дивы всех времен и народов Марии Каллас (Дзеффирелли создал еще один памятник великой певице, сняв в 2002 году фильм-оммаж «Каллас навсегда»).
{gallery#383}
То же самое можно сказать о «Травиате» (1982) Верди с  и , где Дзеффирелли с восхитительной точностью, подтвердившей статус ученика Висконти, воссоздал контекст истории и разыграл в увертюре — финал. Когда «Травиату» показывали в Советском Союзе в ограниченном (чтобы неповадно было глядеть на красивую жизнь) кинопрокате (в третьем акте танцевали и ), зрители просто изнемогали от невиданной, ослепительной, преизбыточной роскоши каждой сцены, переносившей из серых совковых будней в недосягаемые буржуазные эмпиреи.
Кадр из фильма-оперы «Травиата». 1982. Режиссер Франко Дзеффирелли. Виолетта — Тереза Стратас. Альфредо — Пласидо Доминго
Дзеффирелли создал хрестоматийные версии Шекспира (помимо «Ромео и Джульетты» это  (1967) с  и ) и Библии, сняв по заказу Ватикана экранизацию Евангелия от Луки — картину «Иисус из Назарета» (1977). Он любил возвращаться к одним и тем же сюжетам, с новыми исполнителями, с новыми нюансами. Почти всегда был не только режиссером, но и художником: сам проектировал эскизы декораций, а иногда и костюмы. Поистине человек эпохи Возрождения, не только по рангу, но и по степени приверженности образцам мирового искусства всех эпох.
Кадр из фильма «Укрощение строптивой». 1967. Режиссер Франко Дзеффирелли. Катарина — . Петруччо — Ричард Бартон. Фото: Getty Images
Екатерина Алленова: В какой мере на вас влияют произведения искусства, связанные с той эпохой, о которой вы снимаете фильм или ставите спектакль? Например, изучали ли вы картины и фрески на евангельские сюжеты, когда снимали « из Назарета»?
Франко Дзеффирелли: Я