Итоги 30-го «Кинотавра»: женщины, измены, бизнес
30-й, юбилейный кинофестиваль «Кинотавр» прошел в Сочи с 6 по 19 июня 2019 года. Традиционно основными площадками мероприятий – показов, пресс-конференций, презентаций и награждений – стали Зимний театр и гостиница «Жемчужина».
Само собой, сердце кинофестиваля – его конкурсная программа. О том, что она в юбилейный год очень необычная, уже говорили многие, в том числе программный директор Ситора Алиева. Некоторые общие темы в фильмах этого года подмечали многие критики, журналисты и продюсеры.
– Программа получилась очень интересная, разнообразная, в ней нет ни одного очевидного лидера, – прокомментировал отбор главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. – У меня есть собственный лидер, мне очень нравится фильм «Верность», но это не такая картина, которая на двадцать голов отстает от других. При этом есть общие тенденции и темы, которые пронизывают весь конкурс, – семьи, частной жизни, супружеской измены.
По его словам, это может быть связано с усталостью от общественной жизни, а также неуверенности в жизни приватной и том, что традиционные модели брака еще работают.
Главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева отметила, что на фестивале в этом году явно прослеживался мировой тренд на сильных женщин.
– В героини выходят сильные женщины, которые сами все решают, берут ответственность, принимают решения, выбирают сексуальную жизнь. Очень много серьезных, больших актрис снялись в главных ролях. И Анна Михалкова, и Виктория Толстоганова, и Юлия Пересильд – потрясающие наши актрисы, показавшие серьезный уровень.
Продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов подчеркнул, что заметнее становятся и женщины-режиссеры. Их в конкурсе оказалась почти половина - 7 из 15.
Основной конкурс «Кинотавра» также впервые столкнулся с ситуацией, когда прокатная судьба фильма-участника полностью определена благодаря онлайн-кинотеатрам. Продюсеры фильма «Сторож» намерены выпустить его одновременно и в традиционный прокат, на платформе «Яндекса».
– Такие эксперименты уже делались. Будут искаться и находиться разные формы продвижения, онлайн-кинотеатры будут искать все более определяющую роль. Кинопрокат останется первичным рынков для зрительских фильмов. Что касается нестандартных форматов, авторского кино, то онлайн-кинотеатры, конечно, способны помочь картинам дойти до зрителя более эффективно, чем пара кинозалов,
– заметил Сергей Сельянов.
За несколько дней до церемонии закрытия «Кинотавр» раздал награды за короткий метр. Главный приз получило «Топливо» Михаила Архипова. В заключительный день свои призы вручил сначала журнал «Искусство кино» (фильмам «Sheena667» и «Бык»), а следом – портал «КиноПоиск» (фильму «Давай разведемся»). Результаты последнего базировались на зрительском голосовании.
Награды основного конкурса вызвали много разногласий. Основные призы достались трем картинам: «Бык» – за лучший фильм и лучшую операторскую работу, «Большая поэзия» – за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, «Давай разведемся» – за лучший дебют и сценарий. «Бык» и «Большая поэзия» – фильмы о суровых мужчинах, причем первый из них повествует об эпохе 1990-х годов. «Давай разведемся» – актуальная зрительская комедия про русский путь к феминизму.
Из экспериментального кино награды не достались практически никому. Только «Мысленный волк» Гай Германики получил приз за лучшую музыку. Виктории Толстогановой присудили награду за лучшую женскую роль в фильме «Выше неба», хотя ее же роль в «Грозе», по мнению многих критиков, выглядела более впечатляюще.
Противоречивой оказалась судьба фильма «Верность» – трогательной эротической драмы, исследующей человеческую сексуальность так, как пока не решался никто в отечественном кинематографе. Обсуждений новая работа Нигины Сайфуллаевой вызвала куда больше, чем остальные фильмы фестиваля – одни называли ее лучшим фильмом года, другие сравнили с порнографией. Эту многозначность в полной мере отразила формулировка в специальном дипломе от жюри – «за безграничную верность актеров в режиссера».
Не менее эмоциональная драма «Керосин» тоже не удостоилась приза жюри, хотя и была отмечена наградой Гильдия кинокритиков. 83-летней актрисе Елене Сусаниной, трогательно передавшей чувства и устремления пожилого человека в мире, который словно бы создан только для молодых и сильных, как мы считаем, стоило бы вручить отдельный приз. Впрочем, без наград уехали и многие молодые актеры, проявившие себя – скажем, из фильмов «Люби их всех» и «Троица».
Возможно, не самым заметным со стороны, но одним из важнейших структурных изменений фестиваля в 2019 году стало отсутствие Кинорынка. Его отмена лишила смотр нескольких значимых отраслевых мероприятий, но, с другой стороны, немного разгрузила программу тем, кто не успевал одновременно и на бизнес-часть, и на кинопоказы.
«Кинотавр» постарался самостоятельно организовать деловую программу и, надо признать, получилось достойно. Так, состоялся питчинг уже отснятых кинопроектов, презентация сериала «Шторм» от видеосервиса Start, а также публичная дискуссия с ведущими деятелями кино под началом «Сбербанка Первого» и Visa. Чуть менее предсказуемым оказался первый форум киношкол – обещанной дискуссии не состоялось, поскольку основное внимание пришлось уделить знакомству с участниками. Впрочем, учитывая, как много новых лиц и организаций встречается на «Кинотавре» каждый год, мероприятие, разъясняющее основные отличия учебных заведений, тоже оказалось полезным.
Основой развлекательной программы фестиваля традиционно стали ее многочисленные вечеринки, а венцом - концерт Ленни Кравица в концертном зале «Фестивальный», о котором было объявлено в последний момент.
«Кинотавр» не изменил себе и сохранил статус прогрессивного культурного события, хоть в 2019 году со сцены и не звучало острых политических заявлений, как годом ранее (единственное - на церемонии открытия выразили поддержку уже отпущенному на сегодняшний момент корреспонденту «Медузы» Ивану Голунову). С распределением наград от жюри можно не соглашаться, но главное – как сработали отборщики кинофестиваля. Юбилейная программа оказалось действительно сильной.