Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет

Мужчины против женщин и немного 90-х в новом русском кино 

Мужчины против женщин и немного 90-х в новом русском кино
Фото: Lenta.ru
Российское кино продолжает жить эхом закончившегося на выходных «Кинотавра»: причем обсуждение призовых раскладов переросло в дискуссию о гендерной репрезентации и о том, какая тема в текущих национальных обстоятельствах важнее — токсичной маскулинности или женской идентичности. «Лента.ру» пишет о том, как как по-разному смотрят на гендерные проблемы новые русские фильмы.
Еще до начала юбилейного «Кинотавра» главный в России смотр национального кино объявили локальным центром феминизма: почти половина конкурсных фильмов снята женщинами, отборщица и продюсер фестиваля — женщины, трое из семи членов основного жюри — тоже. Женщины находятся и в центре большинства картин программы, но вот оптика взгляда на них и репрезентации женского мира отличалась разительно.
Где-то, как в дебюте «Люби их всех», женщина — ходячее клише в духе фильмов нуар: охотница и беспринципная предательница, femme fatale, играющая мужскими чувствами ради собственной наживы. Казалось бы, фильм, созданный женщиной, по определению должен представлять альтернативу пресловутому «мужскому взгляду», чью склонность к объективации феминистская кинотеория заклеймила уже полвека назад. Но нет, патриархальные коды прописаны так глубоко в языке кино, что смена парадигмы далеко не всегда является естественным следствием смены пола профессии, которая многими до сих пор считается традиционно мужской — профессии «режиссер». Героиня «Люби их всех», например — ходячее воплощение мужского страха кастрации, хотя кое-что в фильме отражает именно женское восприятие: властью наделены мужчины, и, чтобы обрести независимость, угнетенной женщине остается только обманывать их, используя одно из немногих оставленных ей обществом оружий — красоту.
Тема измены вообще стала центральной для всей программы, в том или ином виде она присутствует практически во всех фильмах конкурса. Изменяют и мужчины, и женщины, но мужской адюльтер давно стал частью кинематографического канона. Женский же проимискуитет впервые в российском кино стал полноправным предметом фильма — во второй полнометражной работе Нигины Сайфулаевой (), картине «Верность». В ней речь о замужней паре за тридцать: он — увлеченный актер (), она — успешный гинеколог (, впервые исполнившая заметную главную роль). Она подозревает мужа в измене — и сама начинает ему изменять, чтобы заново ощутить себя желанной и избавиться от гнетущей психологической зависимости. Но, начав познавать свою сексуальность, она впадает в зависимость иного рода — в зависимость от того самого взгляда мужчины, с которым мы по-прежнему имеем дело в значительной части нарративного кинематографа. Зеркала, наблюдение за собой со стороны, отождествление с с собственным образом как с желанным объектом — постоянный рефрен фильма.
Заслуга картины Сайфулаевой, одной из самых ярких на фестивале, не только в том, что она впервые тонко, чувственно и откровенно говорит в российском кино о сексуальных отношениях в браке и на стороне и добивается психологической и физической убедительности в кадре, но, даже в большей степени, в том, что показывает различия между сексуальностью мужской и женской, разницы в том, как строятся эротические фантазмы для разных полов, — и то, что они несводимы друг к другу. Однако именно благодаря этим различиям становятся возможны отношения. Фильм Сайфулаевой не дает оценок и дает понять, что измена — не конец для брака: сексуальный импульс, полученный со стороны, может перезапустить близость, зашедшую в тупик. Не зря для фильма было выбрано именно такое парадоксальное название — анаграмма слова «ревность».
Другой женский фильм об измене, трансформирующей семейные отношения, — «Давай разведемся» , формальный дебют 49-летней режиссерки и сценаристки с богатым бэкграундом — от сериала «Осторожно, модерн!» до клипов группы «Ленинград». В отличие от работы Сайфулаевой, вписанной скорее в традицию русского авторского кино, эта картина однозначно рассчитана на широкую аудиторию и выпущена теми же продюсерами, что и позапрошлогодний победить «Кинотавра» и национальный хит проката , — и Натальей Дрозд. В этой семье традиционные гендерные роли изначально смещены: муж () — домохозяин, умело управляющийся с детьми, жена () — кормилец, врач (и снова гинеколог). После звонка случайно обнаружевшей себя любовницы, мужчина в спешке покидает взятый в ипотеку дом — и уходит к молодой. Жена же пытается понять, каково это жить одной, и заново налаживает утраченные отношения с дочерью и сыном.
В этой хорошо написанной (фильм получил приз за сценарий) и сыгранной комедии положений много удачных гэгов и точно подмеченных деталей непарадной повседневности, хотя после просмотра и остается ощущение не до конца раскрытых характеров. Однако куда важнее для зрителей будет, что, несмотря на остроту и сложность темы, в фильме Пармас, как и в «Аритмии», тон задает теплота и нежность — и автора к своим героям, и их неуклюжая забота друг о друге. «Давай разведемся» — хороший пример деидеологизированного женского кино, которое не ставит прямых вопросов и не выходит на тропу войны с положением вещей. Вместо этого мы видим живой, органичный образ сильной женщины, которая в результате развода, убедительно справляясь с неизбежными эмоциональными и бытовыми трудности, обретает новую уверенность в себе и завтрашнем дне. Это фильм о том, что женское счастье возможно и вне, и после брака.
Разным трактовкам феминности (помимо упомянутых, еще «Троица» ) в конкурсе противостояли откровенно мужские фильмы, с разной глубиной погружения рефлексирующие мир маскулинности, войны и агрессии. С точки зрения формы одним из самых интересных был «Мальчик русский» — дебют , выпускника мастерской , премьера которого прошла в этом году в Форуме Берлинского кинофестиваля. Это история молоденького новобранца на полях Первой Мировой, теряющего зрение при одной из первых атак, но жаждущего остаться на фронте. В центре здесь — армейский мир мужского товарищества, долга и гордости, дисциплины и чувства. Физическая близость внутри фильма остраняется изображением, стилизованным под снимки Прокудина-Горского, пионера российской цветной фотографии, и изощренной работой со звуком. Поразительным образом эта работа, сильно отличающаяся от всего остального в программе, осталась почти без наград — лишь гильдия киноведов и кинокритиков отметила ее специальным дипломом. Большую часть призов забрал фильм куда более прямолинейный — и в тоже время более эффектный.
Гран-при фестиваля и приз за лучшую операторскую работу получила другая дебютная картина, выпущенная студией ВГИК-дебют — «Бык» Бориса Окопова, погружающая зрителя в адреналиновый вихрь лихих 90-х. Главный герой (, сыгравший в другом ярком фильме о первом постсоветском десятилетии — «Хрустале» ) — молодой авторитет поневоле, честь и совесть эпохи. Заработавший болезнь сердца после первой отсидки, он грезит демократией и по понятиям руководит небольшой группировкой в провинциальном городке, чтобы выжить самому и обеспечить спокойную жизнь своей маме и младшим брату с сестрой.
Картонной горой этот штампованный образ справедливости с кулаками движется по горкам тестостеронового аттракциона, не без мастерства выстроенного молодым режиссером на основе собственных воспоминаний об эпохе первоначального накопления капитала. Балансируя где-то между романтизацией брутальных характеров, ностальгией по дикой свободе и моралистической критикой ельцинского беспредела, он до конца не впадает ни в один из этих пунктов, уходя от высказывания и выделывая виртуозные кульбиты с камерой и яркими приметами эпохи вроде кислотных рейвов, панк-концертов и стрелок в промзоне. Не очень артикулированное, но экспрессивное и динамичное, это потенциально зрительское кино эстетизирует силу и наивное представление о пацанской чести, женщине отводя роль плачущей матери или преданной любовницы.
Куда интереснее и сложнее с надомленной маскулинностью работает в своем режиссерском дебюте , получивший приз за лучшую режиссеру. Два ветерана Луганска (, лучшая мужская роль, и ) работают инкассаторами в провинциальном ЧОПе, а на досуге занимаются поэзией в местном кружке, слушают Фейса и ставят на петушиных боях. Как джармушевский Паттерсон, вдохновение они черпают в своей повседневности, а в ней эхом отдается неизживаемый посттравматический синдром. В какой-то момент музы замолчат и заговорят пушки — единственная большая поэзия в скукоженном мире безликих новостроек, кредитов, чужих финансовых потоков и чужего же милитаризма. Помимо того, что это первый российский фильм о последствиях бессмысленной гибридной войны с Украиной, это еще и свежее соединение несовместимых, казалось бы, для нашего кино вещей — анемичного языка авторского кино нулевых, современной поэзии и самразоблачительной жанровой угрюмости в духе Сэма Пекинпа.
Однако не было на «Кинотавре» более объемного и сложного фильма об ослабленном мире мужчин и разворачивающейся в нем альтернативной женской чувственности, чем «Дылда» , которая, будь она в конкурсе, очевидно стала бы главным фаворитом, оставив сильно позади всех нынешних лауреатов.
«Дылда» в российском прокате с 20 июня. С 21 по 23 июня в музее «Гараж» идут показы фильмов из программы «Кинотавра»
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео