Войти в почту

Почему фильм о жизни в КНДР вызвал скандал

Художественно-документальный фильм Виталия Манского «В лучах солнца» вышел в 2016 году. Критика была неоднозначной: в Америке, Чехии и Германии высоко оценили фильм, ведь, по их мнению, российский режиссер открыл глаза всему миру на реальную жизнь северных корейцев. В России решили, что Манский злоупотребил доверием партнеров из КНДР и взялся за тему, в которой ничего не понимает.

Почему фильм о жизни в КНДР вызвал скандал
© Кадр из фильма "В лучах солнца"

В фильме показан небольшой фрагмент из жизни восьмилетней школьницы Зин Ми, живущей с родителями в Пхеньяне, столице КНДР. В государственный праздник «День Солнца» девочка готовится вступить Детский Союз — аналог советской пионерии.

Фильм снимали под постоянным контролем северокорейских властей, которые рассчитывали на то, что в нём будет представлен пропагандистский образ счастливой семьи. Однако никто не знал, что параллельно Манский снимал то, что происходит за кадром. Например, официальный материал чередуется с провокационными дублями сцен, где героев заставляют «смеяться веселее», «испытывать больше гордости» и вести себя патриотичнее. В сюжет включили эпизоды северокорейской пропаганды: в школе дети слушают о ненависти к японцам и американцам, далее ветеран рассказывает о Корейской войне, люди толпами приходят к статуям вождей, чтобы возложить цветы и сделать семейное фото на память.

Особо тонкой получилась последняя сцена фильма. Зин Ми начала плакать, когда осталась наедине с Манским и звукооператором. Просьбы режиссера успокоиться ни к чему не привели. Тогда девочку попросили «рассказать стишок». Школьница приходит в себя и начинает бодро возглашать клятву преданности вождю и стране.

Съемочная группа пробыла в КНДР не больше двух месяцев. Въезд был разрешен при условии, что Манский будет снимать по заранее прописанному корейцами сценарию и ни в коем случае не станет разговаривать со снимаемой на камеру семьей. По словам режиссера, в КНДР специально для съемок фильма были созданы крупномасштабные декорации для демонстрации благополучной жизни. Например, многоэтажный жилой дом, в котором «жила» семья девочки, в реальности не был заселён. В квартире к приезду съемочной группы сделали ремонт и поставили мебель. Семейный альбом героев подвергся фоторедакции, а магазины Пхеньяна не настоящие, потому что в них нельзя ничего купить, товары выставлены в целях демонстрации.

До поездки Манский думал, что жители Северной Кореи скованы страхом, однако во время съёмок он увидел, что «для корейцев норма — то, как они живут». Так, для режиссера было очень важно показать фильм в России: «Очевидно, что Россия погружается в страх, за которым неминуемо следует потеря Свободы».

За рубежом картина брала лучшие призы и награды. В России же многие кинотеатры отказывались показывать фильм, объясняя это нехваткой места в киносетке. Но настоящая причина заключалась в официальном протесте из Пхеньяна, ведь первоначальные условия договора не были соблюдены. Ситуация накалилась до такой степени, что КНДР потребовала у России вернуть деньги, что были потрачены во время съемок. Извинениями и запретом картины в России скандал удалось уладить.

Но, кажется, Манского еще долго будут помнить в КНДР - его обвиняют в предвзятом отношении и неспособности видеть реальную обстановку в стране. По словам режиссера, его до сих пор пытаются заманить обратно в Северную Корею рассказами о том, как скучает Зин Ми.