Рецензия на фильм «Курск» Томаса Винтерберга: Холодная война и время, как вода
Оценка: 7 из 10 Историческая драма «Курск» выйдет в российский прокат 27 июня. Режиссёр: Томас Винтерберг. В ролях: Маттиас Шонартс, Леа Сейду, Петер Симонишек, Макс фон Сюдов. Август 2000-го. Подводники Северного флота готовятся к свадьбе сослуживца Павла. Времена тяжелые, зарплаты военным задерживают, денег не хватает даже на то, чтобы вскладчину закупить продукты и выпивку для достаточно скромного торжества. Всех выручает капитан Михаил Аверин, который добровольно расстаётся со своими наручными часами, чтобы закрыть прорехи в бюджете празднества. Через несколько дней экипаж подводной лодки «Курск» отправляется на учения. Из-за аварийной утечки топлива торпеды судно сотрясает мощный взрыв. Начинается пожар, и в живых остаются лишь 24 моряка, заблокированных в одном из отсеков. С каждым часом надежд на спасение у них всё меньше, потому что российское командование наотрез отказывается принимать помощь от иностранных государств, но своими силами справиться не способно. Несмотря на неутешительные прогнозы относительно возможных цензурных препон, франко-бельгийский «Курск» все-таки выходит в российский прокат. Свою роль здесь наверняка сыграло и сдержанное благословение министра культуры Владимира Мединского, не усмотревшего в фильме особой крамолы, и отсутствие в сценарии героев, которых можно прямо соотнести с героями российской политической арены рубежа веков. Довольно реалистично изображена военно-морская база Видяево в Мурманской области. Типовые панельные многоэтажки с колыхающимся на ветру бельем и обшарпанные ступеньки во дворах вызывают щемящее чувство из серии «это всё моё, родное». После аутентично показанного антуража нищей российской глубинки даже не особо хочется придираться к тому, что во время православной церковной службы детский хор исполняет светскую песню, что в религиозной традиции, мягко говоря, не приветствуется. К тому же эта сцена может быть парафразом стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре», предсказывающего печальную участь моряков. Вопрос о достоверности показанных в «Курске» событий остается дискуссионным. Старательно солидаризуясь с результатами официальной причины гибели подлодки и передоверяя экранному Максиму Аверину знаменитое письмо-завещание Дмитрия Колесникова, создатели фильма, тем не менее, сильно преувеличивают срок жизни оказавшихся в девятом отсеке членов экипажа. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть безжалостность бюрократической машины, маскирующей страх и нерешительность высокими словами о сохранении военных секретов. Но никакого камня в огород российских властей в фильме искать не нужно. Напротив, до нас пытаются донести мысль, что риторика «холодной войны» давно покинула авансцену, оставив после себя даже не выжженное поле, а хмурое промозглое безвременье. Денис Ступников, InterMedia