Рецензия на фильм «В прах»: И после смерти мне не обрести покой
Оценка: 8 из 10 Российская премьера фильма «В прах» состоялась в рамках церемонии открытия 5-го Московского еврейского кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь» 23 июня 2019 года. Режиссёр картины – Шон Снайдер, в ролях: Геза Рёриг, Мэттью Бродерик, Сэмми Войт. Фильм «В прах» – режиссёрский дебют музыканта и сценариста Шона Снайдера в полнометражном кино. Мировая премьера картины состоялась в 2018 году на кинофестивале в Трайбеке, где ей присудили приз зрительских симпатий. У американского хасида Шмуэля умирает от рака любимая жена Ривка, оставляя его одного с матерью, двоими сыновьями иужасной тоской. Мать советует «двигаться дальше» и жениться повторно, дети думают, что в отца вселился диббук – дух Ривки – а тоскаи волнение гонят Шмуэля искать ответов на неожиданные вопросы. Больше всего еготревожит мысль, что происходит с телом любимой жены после погребения и как быстро она обратится в прах и обретёт, наконец, покой – с этими вопросами он приходит к раввину, а затем – к профессору естествознания. «В прах» – это в полном смысле слова чёрная комедия, чем-то напоминающая фильмы братьев Коэнов, и выдержать её целиком смогут далеко не все: процессы разложения не только подробно описываются, но и временами наглядно демонстрируются, что наверняка вызовет отторжение у неподготовленных зрителей. Тех же, кто рискнёт посмотреть картину до конца, ждёт увлекательное путешествие в мир «телесной» смерти и трогательная, хоть и странная, дружба ортодокса с профессором. Фильм полон юмора «за гранью», языковых шуток, нелепых ситуаций и своеобразного очарования, а Мэттью Бродерик весьма органичен в роли недотёпистого преподавателя. Фильм не только и не столько о смерти, сколько об испытании горем и попытках справиться с тяжёлой утратой. Помимо главного героя, переживающего смерть жены весьма своеобразным образом ииз-за этогопереступающего черезмногиерелигиозные постулаты,о собственном опыте прямо или косвенно рассказывают почти все другие герои, а для самого Снайдера это личная история, принимающая во внимание его еврейский бэкграунд и посвящённая покойной матери. Зная об этом, нетрудно разглядеть за «чернушностью» и дурацкими шутками не только грусть, но и бесконечную любовь и нежность. Татьяна Трейстер, InterMedia