Войти в почту

Фильм "Курск": гуманизм НАТО против российских упертости и разрухи

В российский прокат выходит западноевропейский фильм-катастрофа «Курск» о событиях на российской подлодке в 2000 году. Лента совсем не летняя. Тяжелая, как и сама эта история. И многострадальная, как многие фильмы последних лет, снятые «там» о том, что произошло «здесь». В Европе «Курск» вышел в сентябре прошлого года. В России премьера была назначена на март, но переносилась дважды. В итоге российскому зрителю предложили смотреть это в разгар дачно-отпускных настроений, когда термометры за окнами уверенно показывают жару за плюс 30, а душа просит только легких комедий. В компании-прокатчике «Собеседнику» сказали, что переносы были связаны с желанием получше подготовить PR-кампанию фильма. Почти год держать ленту только для того, чтобы эффектно выстрелить с ней в конце июня? Верится скорее в то, что «Курск», наоборот, старались спрятать подальше с глаз долой. Запрещать «нежелательное» (например «Смерть Сталина») уже пробовали, но это давало обратный эффект. Если говорить о драматургии, режиссуре, актерской игре, фильм ничем не поражает, но и не разочаровывает. Как и ужастики, фильмы-катастрофы снимаются по давно известным лекалам, и датский режиссер Томас Винтерберг показал, что этими лекалами владеет. Не Голливуд, но вполне смотрибельно и трогательно. Однако в России будут обсуждать не художественные стороны, а «околокино». «Курск» – одна из болезненных тем. Она болезненнее, чем Чернобыль, потому что гораздо ближе (катастрофа под водой случилась в первый год пребывания Путина у власти). И хотя Винтерберг заявил, что отказался от политики, в России ее конечно же найдут, потому что фильм, снятый в странах НАТО (Бельгия, Франция), показывает: а) в каком плачевном состоянии находился постсоветский флот на фоне технически оснащенной Западной Европы, б) как российская система делает выбор между спасением гостайн и спасением людей в пользу первого варианта. То, что европейцы показали русских матросов настоящими героями и бойцами, для скептиков отойдет на второй план. В России сегодня любят снимать кино про достижения и подвиги страны. На это охотно выделяют деньги, расстилают ковровые дорожки и произносят пламенные речи про наше величие и воспитание молодежи. Про «Курск», Чернобыль или похороны Сталина здесь больше не снимают. Советский подход вернулся: гражданам не нужно и даже вредно знать о том, чем сложно гордиться, и ощущать, как сдувается величие, поднятое фильмами «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх» и «Балканский рубеж». Только гордость, только хардкор! Но Россия пока еще не изолирована от мира, поэтому у компетентных товарищей возникает головная боль: что делать с западными фильмами, не вписывающимися в здешний пропагандистский ландшафт? Прямо физически ощущается, с каким скрипом г-н Мединский выдает прокатное удостоверение фильму, в котором показан исключительный гуманизм натовских адмиралов на фоне мутного российского коктейля из прагматики, упертости и разрухи, стоившего жизни некоторым морякам и покоя их семьям. Какой экшен, вы о чем? Какая личная драма? Все это вторично. Имидж страны – единственное, за что стоит биться, в том числе в кинозалах! Биться не только с такой же упертостью, но и с тем же героизмом, с каким Россия показана в «Курске». * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2019 под заголовком «Она утонула...».

Фильм "Курск": гуманизм НАТО против российских упертости и разрухи
© ИД "Собеседник"