Красивейшая драма «Угоняя лошадей» и еще семь премьер. Обсуждаем новые фильмы
Оксана Карас снова погрузилась в непростую тему взросления, Ханс Петтер Муланд снял художественный шедевр со Стелланом Скарсгардом в главной роли, а Томас Винтенберг рассказал о российской драме голливудским языком. Об этих и других премьерах — в кинообзоре mos.ru. «Угоняя лошадей», режиссер Ханс Петтер Муланд (2019). Норвегия, Швеция, Дания 1999 год, совсем скоро миллениум. После гибели жены пожилой Тронд Сандер (Стеллан Скарсгард) перебирается из Швеции в норвежскую провинцию. Выбор неслучаен: здесь он подростком провел свое самое счастливое лето с отцом. Внезапный визит персонажа из того лета — Ларса — заставляет Тронда пуститься в долгое путешествие по лабиринтам памяти, вспомнить радость и горе того времени и постараться разобраться со жгучим чувством вины. Юного Тронда играет Джон Рейнс, а его отца — Тобиас Зантельман. Скарсгард выступает в роли рассказчика и умело водит зрителя по закоулкам сюжета, маневрируя между 1948-м и 1999-м. В основу ленты лег бестселлер норвежского писателя Пера Петтерсона «Пора уводить коней». Муланду удалось снять красивое и чувственное кино. В этом режиссеру помогают завораживающие пейзажи, снятые Расмусом Видебаком, и музыка Каспера Каа. Лента удостоилась «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения на Берлинале. «Выше неба», режиссер Оксана Карас (2019). Россия Режиссер «Хорошего мальчика» (Гран-при и приз зрительских симпатий «Кинотавра») Оксана Карас сняла еще одну прекрасную ленту о взрослении. Но на этот раз все более сложно и многосторонне: мы следим не только за превращением маленького человека во взрослого, но и за тем, как распадается с виду крепкая семья. Есть в фильме и детективная линия, и набоковские мотивы. Эта самая с виду крепкая семья состоит из мамы (Виктория Толстоганова), папы (Алексей Агранович) и их дочерей Саши (Таисия Вилкова) и Нины (Полина Виторган). Они приезжают в пансионат «Сосны», напоминающий чеховские декорации: беседки, плетеная мебель, светлые фигуры прохожих. Мама чрезмерно печется о младшей дочери Саше из-за того, что у девушки порок сердца. Саше запрещают купаться в холодной воде, заставляют всегда носить резиновые сапоги и всячески ограждают ее больное сердце от сильных чувств. Но молодость берет свое, и девушка влюбляется в искателя острых ощущений Мишу (Филипп Авдеев). Начинается бурный роман, который кардинально меняет Сашину жизнь и треплет и без того расшатанные нервы ее матери. Работу Виктории Толстогановой, перевоплотившейся в манипулятивную, тревожную и даже токсичную мать, жюри последнего «Кинотавра» оценило призом за лучшую женскую роль. «Курск», режиссер Томас Винтенберг (2018). Бельгия, Люксембург За одну из самых ужасных трагедий России последних десятилетий взялся датчанин Томас Винтерберг. Пожалуй, это самый нетипичный фильм каннского лауреата, сооснователя «Догмы-95» и постановщика «Охоты», «Торжества» и «Коммуны» — лент, пропитанных скандинавским духом. «Курск» сделан не по-скандинавски и тем более не по-русски, а по-голливудски. Состав актеров соответствующий, звездно-интернациональный: бельгиец Маттиас Шонартс, француженка Леа Сейду, англичанин Колин Ферт и швед Макс фон Сюдов (у любимца Бергмана здесь небольшая, но важная роль). Атомная подлодка К-141 «Курск» затонула 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли, 23 из них — не сразу, а через несколько дней после аварии. Их могли спасти, но не спасли. Фильм придерживается официальной версии развития событий, но вносит художественные корректировки. Например, у капитана «Курска» Дмитрия Колесникова в реальности детей не было, а в фильме у Михаила Аверина (Шонартс) есть сын Миша (дебютант Артемий Спиридонов) и на подходе второй ребенок: его жена Татьяна (Сейду) беременна. Винтенберг рассказывает историю не только о подвиге российских моряков, но и о 71 ребенке, которые остались без отцов. Не обошлось без «клюквы»: хор мальчиков, непонятная буржуйка в квартире с центральным отоплением (и это в августе), косы на голове Сейду. Тем не менее в фильме есть пронзительно-удачные сцены, пробивающие на слезы. «Последняя любовь Казановы», режиссер Бенуа Жако (2019). Франция После очередного любовного скандала легендарный обольститель Казанова (Венсан Линдон) бежит из Парижа в Лондон. Здесь он встречает молодую своенравную куртизанку Марианну де Шарпийон (Стэйси Мартин из «Нимфоманки»). Красавица буквально сводит с ума бывалого ловеласа, чтобы добиться ее расположения, Казанова готов на все. Но Марианне и этого мало, она заявляет, что Казанова получит ее, только когда перестанет желать. Изначально Бенуа Жако не собирался брать Венсана Линдона на главную роль: актер совсем не подходит под типаж Казановы. Но Линдон так сильно желал эту роль (почти как его герой — Марианну), что переубедил режиссера. В итоге получился очень характерный персонаж. «Однажды в Стокгольме», режиссер Роберт Будро (2018). Канада, США Широко известное выражение «стокгольмский синдром» появилось именно после событий, описанных в фильме Роберта Бурдо. Сюжет основан на реальных событиях. В 1973 году Кай Хансон (Итан Хоук) захватывает шведский Кредитный банк. С заложниками он ведет себя очень странно: философствует, включает музыку, без конца болтает с ними. И так несколько дней. Мало-помалу жертвы привыкли к своему захватчику, прониклись симпатией и встали на его сторону. А одна из заложниц (Нуми Рапас) даже влюбилась. У Хоука и Рапас получился бодрый и оригинальный дуэт. Что еще посмотреть В прокат выходит еще несколько фильмов, на любителя. Тем, кто не имеет предрассудков против индийского кино, обязательно стоит посмотреть комедийный триллер Шрирама Рагхавана «Стреляйте в пианиста» — запутанную историю про слепого музыканта, который становится случайным свидетелем убийства. Поклонникам анимационных фильмов, и в частности творчества Хаяо Миядзаки, советуем «Принцессу Мононоке» про мытарства принца Аситаки (фильм не новый, 1997 года, но в российском прокате впервые). Документальная лента Дженнифер Пидом «Горы» не оставит равнодушным любителей природы, музыки и острых ощущений. Под аккомпанемент австралийского симфонического оркестра создатели ленты рассказывают об отважных покорителях вершин. В оригинале текст читает Уиллем Дефо, в дубляже — Михаил Кожухов.