Кинообраз героя — "Наполеон" Александра Бенуа
В России (возможно и в Европе тоже) Александр Бенуа известен, в первую очередь, как выдающийся театральный художник, историк искусства, критик, сооснователь объединения "Мир искусства", великолепный книжный иллюстратор. Кто не помнит его великолепного оформления "Медного всадника" и "Пиковой дамы" Александра Пушкина, эскизов к балету "Павильон Армиды". Но, как оказалось, была в его биографии и кинематографическая страничка. К работе над фильмом "Наполеон" Александра Бенуа привлек французский режиссёр Ганс Абель (1889-1981). В 1927 году он снял историческую киноэпопею о великом полководце — художественное воплощение кумира не одного поколения французов. Фото: пресс-служба Музея-Усадьбы Муравьевых-Апостолов Подобный кинематографический проект стал не только одним из самых дорогостоящих фильмов эпохи немого кино, но и новаторских — картина была снята с использованием техники панорамного кино, с помощью одновременно работающих трех камер. Ганс Абель очень скрупулезно и тщательно готовился к съемкам фильма, прочитав и изучив не одну сотню книг о пассионарном и великом полководце-французе. Фильм "Наполеон" стал воистину международным кинопроектом, в нем принимали участие как французы, так и представители русской эмиграции. И это важно для российского зрителя (неважно, какого — первой четверти XX-го века или начала XXI-го). Фото: пресс-служба Музея-Усадьбы Муравьевых-Апостолов Так, например, кроме Александра Бенуа в создании фильма принимали участие Александр Волков (1885-1942) — русский режиссер, после революции эмигрировавший во Францию; Виктор Туржанский (1891-1976) — актер, сценарист, художник кино, долгое время работавший во многих странах Европы, США. Оператором фильма выступил Николай Топорков (1885-1965) — французский актер, имеющий русское происхождение. Коммерческого успеха кинолента не получила, но изысканные, истинно французские, иллюстрации Александра Бенуа мы можем видеть в залах старинного московского особняка. Эпоха величайших деятелей Великой Французской революции, эпоха не менее великих войн и сражений, побед и поражений, характеров и поз предстаёт перед зрителями в работах русского художника. На экспозиции можно посмотреть и фрагменты картины. "Мы все глядим в Наполеоны", — так сказал русский поэт. Но все же хочется ответить на это словами другого русского мыслителя: Он был земной, не божий пламень, Он гордо плыл – презритель волн, – Но о подводный веры камень В щепы разбился утлый челн. (Ф. Тютчев) Выставка продлится до 15 августа 2019 года