Чужие снова на районе: рецензия на фильм «Битва за Землю»

Межвидовая антиутопия от режиссёра "Восстания планеты обезьян", будто бы не осознающая свои самые сильные стороны. Битва за Землю Несколько лет назад на Землю вероломно напали превосходящие силы пришельцев: теперь вся планета порабощена, а крупные города постепенно перерабатывают в жилища для инопланетных интервентов. В одном из таких городов, Чикаго, живёт Гэбриел (Эштон Сандерс) парень, чьих родителей убили ещё при первом вторжении и чей брат позже погиб в первых рядах человеческого Сопротивления. Чтобы Гэбриел не пошёл по стопам родственников, за ним следит полицейский Уильям (Джон Гудман), некогда напарник его отца, а сейчас главный противник возродившегося Сопротивления. Гэбриел, впрочем, и сам воевать не спешит он хочет всего-то навсего уплыть из города куда-нибудь, где нет военного положения и власти пришельцев. Но для этого ему нужны деньги, и в погоне за ними он случайно натыкается на закрытую сеть Сопротивления. Кадр из фильма «Битва за Землю» С тех пор как два Уэллса последовательно довели людей до полупаники возможной "Войной миров" сначала Герберт в форме романа, затем его однофамилец Орсон в виде радиопостановки, тема кровной вражды человечества и инопланетных агрессоров стала одной из ведущих в попсовой фантастике. А в период холодной войны, прямо на старте которой эту же "Войну миров" экранизировал Байрон Хэскин, знакомый сюжет обрёл ещё и политическое измерение: ни один бульварный нарратив так не передавал страх перед вторжением условных "чужаков", как война с чем-то неземным и непонятным, чем-то с совершенно другим мышлением, сознанием и ценностями. У зеленоголовых пришельцев до этого, в общем, довольно амбивалентных в их отношениях с землянами прочно закрепился статус враждебных монстров. Чтобы его разрушить, понадобилось почти тридцать лет и ровно один Стивен Спилберг. Кадр из фильма «Битва за Землю» Сейчас снимать о кино об инопланетянах как об однобокой угрозе можно, только если ты какой-нибудь Роланд Эммерих и способен повествовательную простоту закрыть визуальной бомбастикой (хотя, судя по второму "Дню независимости", уже и так нельзя). В других случаях приходится изворачиваться: вносить социальную критику ("Район № 9") или, может, сводить историю до эстетических "низов" ("Чужие на районе"), уходя с открытых пространств межгалактических баталий в тесные каморки и хитросплетения серых панелек. "Битва за Землю" Руперта Уайатта режиссёра, который после вполне успешного "Восстания планеты обезьян" снял аж целый один фильм (не слишком успешный "Игрок" с Марком Уолбергом), как раз находится где-то между этими двумя ориентирами. Кадр из фильма «Битва за Землю» Уайатт показывает инопланетную интервенцию завершённой, а новый деспотичный режим оседлой дистопией, не сильно отличающейся от, допустим, оруэлловской. Тот же вездесущий глаз Большого брата, та же навязчивая идеология, рупором кричащая со стадионов и ангажированных телепередач. В общем, стандартный набор тоталитарной тирании, никак здесь не осмысленный и обыгранный совершенно безыдейно: на месте инопланетян могла бы быть любая другая властная структура, и ничего бы в фильме толком не поменялось. Кадр из фильма «Битва за Землю» Перенос антиутопии в межгалактическое пространство остался лишь в экстерьерных деталях чего-то ждущих на пирсе огромных роботах, странных коричневых звездолётах и "муравейниках" размером с целый район. В остальном пришельцы в "Битве за Землю" настолько неинтересны, что даже сражаются главные герои тут, в общем-то, с такими же людьми копами-аппаратчиками с Джоном Гудманом во главе. Не считая открывающей сцены, гуманоиды с удивительно непоследовательным дизайном (сначала пришельцы выглядят как ожившая металлическая щётка для посуды, а потом вдруг переодеваются чуть ли не в броню Хищника) преграждают путь Сопротивлению лишь дважды, и оба раза представляют угрозу не идеологическую, а исключительно физическую. С идеологией у "Битвы за Землю" вообще всё очень грустно, как, впрочем, невесело тут со всеми попытками рассказать хоть что-то связное. Основная сюжетная линия о парне-ренегате Гэбриеле, чей брат когда-то погиб в борьбе против инопланетной угрозы, быстро затмевается повстанческими многоходовочками. В один момент Гэбриел и вовсе пропадает из фильма где-то на полчаса и это лучшие полчаса "Битвы за Землю". Отойдя наконец от скучной семейной сюжетики, Уайатт делает то, что у него и в "Планете обезьян" выходило лучше всего: рисует обезличенную анархистскую стихию, ритмично существующую в шифрах и знаках, кода к которым зрителю предусмотрительно не дают. Но Уайатту не хватает то ли смелости, то ли здоровой доли нонконформизма, чтобы так и оставить фильм обезличенным к финалу возвращается и Гэбриел, и не очень-то стройная интрига. А вся история заканчивается занудным и без меры затянутым твистом, который "Битва за Землю" выставляет как величайшее откровение, хотя читается он минуте эдак на нулевой. С 27 июня в кино.

Чужие снова на районе: рецензия на фильм «Битва за Землю»
© Фильм.Ру