Очень ностальгические дела: 6 фильмов, возвращающих нас в 80-е
Сегодня на Netflix выходит третий сезон сериала "Очень странные дела" ностальгического путешествия по эстетике подростковых хорроров 80-х. В честь этого мы решили вспомнить другие фильмы, которые успешно осмысляют наследие Кинга, Спилберга, Земекиса, Карпентера и прочих-прочих. Супер 8 Кадр из фильма Супер 8 Джей Джей Абрамс, ныне главный возродитель старых франшиз (именно его трудами появился новый "Стартрек" и "Звёздные войны"), в 2011-м прямо высказал свою любовь к кино 80-х своим "Супер 8" метафорической истории о ребятах, которые познают чудеса мира через любительскую кинокамеру Super 8 (на которую в детстве снимали свои первые фильмы и Стивен Спилберг, и Питер Джексон, и тот же самый Джей Джей Абрамс). В один день на их плёнку попадает железнодорожная катастрофа, и вскоре по всему городу начинают происходить странные вещи. Герои, конечно же, подозревают, что тут как-то замешаны внеземные силы, и с камерой наперевес начинают собственное расследование. Турбо пацан Кадр из фильма Турбо пацан Канадское трио Roadkill Superstars (брат и сестра Анук и Йоанн-Карл Виссель, а также муж Анук Франсуа Симар) десяток лет снимали сумасшедший копеечный трэш, абсурдно жестокий и сильно опирающийся на эффектный пластический грим. Одну из таких короткометражек, T for Turbo, они в итоге расширили до полного метра получился "Турбо пацан", постапокалиптический балаган о мечтательном парне верхом на BMX, который находит супергеройскую броню и идёт спасать рободевушку своей мечты. Roadkill объединили два классических для восьмидесятых нарратива типичную подростковую адвенчуру и импозантный VHS-трэш в духе итальянских пародий на "Безумного Макса" и соединили их в немыслимых пропорциях, столкнув лбами гиковский инфантилизм и токсичную брутальность. Лето 84 Кадр из фильма Лето 84 Через три года всё те же Roadkill Superstars вернулись к эстетике 80-х, но уже с куда более серьёзным подходом. Их "Лето 84", снятое под явным влиянием мрачных пригородных историй Стивена Кинга, лишь поначалу движется по стопам предшественников: всё те же скабрезные шутки подростков, та же одержимость приключениями, что двигала спилберговских "Балбесов". Вот только ребята из "Лето 84" в своей авантюре связываются не с комичными бандитами и не с кинговской мистикой, а с вполне обычным человеческим злом маньяком-соседом с полицейским значком и милым лицом Рича Соммера. Их погоня за славой и адреналином оборачивается эффектной деконструкцией подросткового кино 80-х и одной из самых обескураживающих концовок в кино последних лет. Очень тёмные времена Кадр из фильма Очень тёмные времена Брат-близнец "Лета 84" ещё одна жуткая история об одноэтажной Америке. Злом, правда, в этот раз и вовсе оказываются сами герои подростки, скрывающие страшное убийство одного из своих знакомых. "Очень тёмные времена" помимо удачного возрождения атмосферы ретро-триллера занятно подходит к глубоким и неочевидным темам, подростковым фобиям и далеко запрятанным комплексам. К тому же это очень удачное для дебюта кино с точки зрения визуального языка режиссёру Кевину Филлипсу, в прошлом видеомейкеру и оператору, намного комфортнее рассказывать историю изображением, чем словами. Первому игроку приготовиться Кадр из фильма Первому игроку приготовиться Именно благодаря Стивену Спилбергу мы имеем то авантюрное подростково-приключенческое кино, по эстетике которого сейчас так модно ностальгировать. И, конечно, очень символично, что именно он в итоге взялся за экранизацию "Первому игроку приготовиться" (изначально снимать её должен был, внезапно, Кристофер Нолан) ультимативного гиковского романа о виртуальном мире будущего, буквально скроенного из отсылок и реминисценций. В руках Спилберга кроме ожидаемого ностальгического пиршества "Первому игроку приготовиться" превратился ещё и в невероятно пластичный блокбастер: в последнее время застрявший в академических драмах режиссёр наконец вспомнил, что и в свои 72 года он умеет снимать веселее, чем большинство (а может, и все) его молодых конкурентов. Пустота Кадр из фильма Пустота Любовная открытка низкобюджетным хоррорам 80-х, "Пустота" настоящая находка для всех фанатов жанрового кино, с теплотой вспоминающих эпоху Карпентера и Джорджа Ромеро. Режиссёры Джереми Гиллеспи и Стивена Костански из вроде бы простой истории странной осады больницы людьми в белых балахонах создают кино, гипнотическое в своём полном нежелании держаться в каких-либо рамках. И чем дальше, тем кровавее, безумнее и веселее: "Пустота" движется к финалу, сметая реальность и всякие остатки разума.