Анна Назарьева: «Надо уметь прощать, иначе можно дров наломать»

Ее кинокарьера началась в 4 года, замуж она вышла в 18 лет за режиссера старше ее на 28 лет и до сих пор с ним счастлива. А 24 июня актриса отметила 50-летие. — Не хотелось отмечать юбилей, — признается Назарьева. — Тихо посидели на даче в кругу близких. Возраста в душе не ощущаю — максимум 20 лет: молодая и цветущая. Хорошо, когда день рождения летом, мне нравится. Я его любила всегда, когда еще мама с папой и бабушка были живы, праздновали его в маленькой квартирке. Как-то собирала в ресторане, посидели, поболтали, песни попели. Лет 15 назад друзья подарили мне первый смартфон, к слову, до сих пор работает. Потом хороший планшет. Муж украшения преподносит. - Судьба свела вас с кино в четыре года? - С родителями, бабушкой, дедушкой пошли гулять на ВДНХ, а там же недалеко студия Горького. Шли по одному из сквериков, я бежала, скакала, рядом детишки. И ко мне подошла помощница режиссера Валентина Сергеевна, поговорила, потом к родителям: «Не хотите, чтобы мы вашу девочку попробовали на историческую картину «Огненное детство» на роль дочери комиссара Маньки Сабутиной. Мама была против, боялась, что если у меня ничего не получится, то переживать буду. Но бабушка в итоге настояла и маму вместе со мной отправила на пробы. Был большой конкурс с десятками ребят. Все читают детские стишки, а я — серьезную поэму «Демон» Лермонтова: «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей, и лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; тex дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Только вместо «херувим» сказала «фируим». Мой «Демон» поразил всех, еще и станцевала и меня утвердили на роль. Папа на ночь мне всегда стихи читал, а я запоминала. В детстве была серьезной, не по годам рассудительной и ответственной девочкой. Я поздний ребенок, родители были взрослыми, а я им соответствовала. Хотя училась так себе. - Что–то из съемок помните? - Снимали фильм в Белеве и Черкесске. Поехала вместе с бабушкой, она уволилась с работы. Помню, на ослике каталась, в первый раз взяла в руки змею — ужа. Нашла где-то там подкову на счастье, до сих пор у меня в квартире висит, может, поэтому у меня все с кино и сложилось. Потом в «Ералаше» снималась, в фильмах… - Если бы не случай с кино, кем бы стали? Хотела быть балериной, любила танцевать. Мама сшила мне пачку, дома отплясывала. Но на балет меня не отдала, может, зря, могла быть неплохой балериной. Потом стюардессой думала стать, но когда начала сниматься, то все — только актрисой. - Говорите, что ответственной и серьезной были, а вас ведь в комсомол не приняли. Почему? В 13 лет я уже была вольным слушателем на курсе Герасимова и Макаровой во ВГИКе, разучивали там этюды, песни. Одна из них «Ехали цыгане да с ярмарки да домой, домой, И остановилися под яблонькой густой. Эх, загулял, загулял, загулял парнишка молодой, молодой, в красной рубашоночке, хорошенький такой». Я эту песенку в школе исполнила, играя на рояле. А педагоги услышали и посчитали слова аморальными, нехорошо девочке-комсомолке такое исполнять. Меня и не взяли. Сказала об этом Сергею Апполинарьевичу Герасимову, а он мне: «Не переживай, зато тебя во ВГИК возьмут». - А как вы в 13 лет попали во ВГИК? - Я уже много снималась, была в картотеке студии Горького. Кто-то из ассистентов увидел мое фото, показал Герасимову, и он предложил меня попробовать в фильм «Юность Петра» на роль Саньки Бровкиной. Героиню в старшем возрасте играла Любовь Полехина, искали девочку, похожую на нее. Сидела грустная и расстроенная и понимала, что я ничем не напоминаю эту актрису. Рядам девочка — копия Полехиной. Но почему-то Сергею Апполинарьевичу понравилась я. Случай, судьба… И я приступила к съемкам. Герасимов учил работать голосом — окать для роли: «мОроз», «Обоз»… В дни поста жена Герасимова Тамара Федоровна Макарова приготовила ему пюре и редьку, натертую с постным маслом. Он меня ею угощал. «Юность Петра» вышла на экраны, а Герасимов хотел поставить дипломный спектакль «Власть тьмы», туда нужна была девушка-подросток, меня пригласили. Помню, что даже денежку заплатили какую-то, дали прямо в руки. Я все принесла родителям. А что за фильмы получала, те сразу родным давали. Помню, после спектакля шли вместе с Герасимовым и Макаровой по коридору ВГИКа. «А кем ты хочешь быть, душа моя?» — спросил он меня. Я: «Наверное, актрисой». Макарова: «Наверное? Думай, голубушка, думай». И Герасимов предложил мне стать вольнослушателем на его курсе. Я с радостью согласилась. Он написал письмо, я с ним пришла к директору школы, чтобы разрешили мне два раза в неделю пропускать занятия в школе ради учебы во ВГИКе. Ездила из одного конца Москвы в другой, но мне нравилось: изучала актерское мастерство, сценическое движение, речь и танец. Так прошли четыре года. - А когда не стало Герасимова? - Начались сложности. Герасимов говорил, что после окончания школы возьмет меня к себе на курс, но не случилось. А потом ассистент режиссера Вера Линдт предложила познакомить с Алексеем Баталовым и привела к нему. Но у Алексея Владимировича был национальный курс — ребята-азербайджанцы. Взял опять вольнослушателем, потому что места для меня не было — студенты все из другой республики. И тут Сава Кулиш решил снять про меня документальный фильм. Я подошла к Баталову и спросила: «Могу я говорить правду, что меня официально не зачисляют?» Он: «Да, деточка, конечно». После фильма Кулиша каким-то образом нашлось место на курсе Баталова и для меня. Я сдала все экзамены за четыре года за один месяц (я ведь до этого была вольнослушателем и в сессии не участвовала). Тоненькой стала как спичка, но справилась. В общей сложности проучилась 8 лет, но не жалею — Герасимов, Макарова, Баталов — это подарок судьбы. - Легко ли получались у вас в кино эротические сцены? - Всем кажется, таких сцен у меня много, на самом деле нет. В первый раз меня «раздел» режиссер Самсон Самсонов в фильме «Танцплощадка». Там по роли было необходимо — разъяренная героиня Александры Яковлевой срывает с меня платье — буквально секунда в кадре, чуть-чуть обнажается грудь. На площадке были только режиссер, оператор и мы с Яковлевой. Честно говоря, такие сцены мне не особенно приятны. - А «Обнаженную в шляпе» снимал уже ваш супруг? - Да, Александр Николаевич Полынников. Он со мной строго: «Если есть что показать, то можно». Получилось, как получилось. А вот в Таллине после премьеры этого фильма произошел казус. Мы пришли в гостиницу, было много цветов — вся ванна, бачок от унитаза в розах. А утром супруг пошел за завтраком, а я еще лежала. Вдруг дверь открылась, думала, Саша, а в номер заполз пьяный финн, сел в кресло и посмотрел на меня: «О-о-о!» Вскоре вернулся Александр Николаевич и выпроводил его. Я сказала: «Саша, не виноватая я, он сам пришел». Видно, ключ от номера подошел. - На съемках что необычного с вами приключалось? - Люблю делать трюки сама. В «Игре на миллионы» нужно было прыгать с третьего этажа на маты и коробки. Дубля два-три выполнила. Еще спускалась из окна шестого этажа по связанным простыням. Рядом скорая дежурила. Все проверила, как простыни завязаны. Прыгала на капот машины — поранила ногу об металлический номерной знак. Хорошо, сухожилие не перерезала. А в картине «Идеальная пара» пришлось плавать в бассейне с водой, окрашенной синькой. Воду подкрасили, чтобы красивая была. Потом долго отмывалась, но мазут отходит хуже. - Тоже по работе экспериментировали? - Нет, это на отдыхе в Турции случилось, вошла в море и вышла вся черная. А на картине «Грешная любовь» во время съемок пришлось несколько раз полетать на воздушном шаре, поднимались и пролетали над Кирилловском монастырем. Во время одного из полетов совершили жесткую посадку, ударились о шоссе. В итоге сломала палец на правой руке. Зато меня посвятили в воздухоплаватели. Был необычный обряд: подожгли волосы на голове и тут же затушили шампанским, а потом выдали официальное удостоверение под фамилией Акуловская по названию деревни, где в первый раз приземлился шар. - С будущим мужем на пробах познакомились? - На картине «Просто ужас». Мне тогда было лет одиннадцать, я пробовалась на роль, но он не утвердил. Пояснил так: «Выглядишь старше мальчика-героя». У меня были слишком взрослые грустные глаза, да и грудь росла уже. Видимо, запомнил, потом пригласил меня в фильм «Поживем — увидим» на роль простой девушки, мне уже было 15 лет. Мне нравилось отношение Александра Николаевича, его отеческая забота. На съемочной площадке было холодно, и он между дублями набросил на меня свое пальто, обнял. Он ко мне относился как ко взрослой, что приятно. - И вы влюбились? Да, многие заметили. Саше говорили: «Девчонка смотрит на вас такими глазами». И как-то он при всей группе: «Вот исполнится тебе 18 лет, и я на тебе женюсь». Я: «Хорошо». По окончании тех съемок года три мы не виделись. А после фильма «Приморский бульвар», где я исполнила главную роль, мы поженились. - Красиво ухаживал? - Не особо. В Одессе во время съемок водил на Привоз, юбочку купил, дыньку, чтобы отвезла родителям… Мне нравилось его отношение. - А родители как восприняли его? У вас же 28 лет разница в возрасте. - Меня она ничуть не смущала, напротив, казалось, здорово. Он — режиссер, я — актриса, все складывается хорошо, идем в одном направлении, смотрим в одну сторону. Это ведь важно в браке. Папа мудро сказал: «Я буду любить любого, с кем ты будешь жить». Хотя замечали: «Ну, женитесь вы, проживешь с ним год, два, три… А дальше?» Получилось, что мы с Сашей 11 июня как 32 года вместе. Свадьба у нас была смешная. Папа перед ней, видимо, переживал, и у него случился сердечный приступ. Его положили в больницу в районе Митино, а рядом с ней лес. Я, Саша и мама наготовили еды, заказали «Чайку». Никаких нарядов молодоженов у нас не было, я — в юбочке и костюме, он — в кожаном пиджаке и брюках. На «Чайке» поехали в загс, расписались и быстро в этот лесок, разложили там поляну. Я побежала за папой, и мы замечательно посидели вчетвером. Никогда не хотела пышной свадьбы. Бывает так, что тысячи гостей, а потом молодые быстро разбегаются. - Как сохранить длительные семейные отношения? - На компромиссы необходимо идти, уметь прощать друг другу какие-то вещи как с одной, так и с другой стороны. Иначе можно быстро дров наломать. Мы можем поворчать, муж — вспылить, но у меня характер хороший — первой мириться иду. Поначалу ревновали друг друга. Рядом с ним всегда красивые артистки… И он ревновал, следил даже как-то, когда я еще училась во ВГИКе. Пошли группой в гости. Вышла из метро и увидела вдалеке Сашу. Поняла, что он сильно переживает, просидела у друзей полчаса, извинилась и ушла. Прихожу к нему и говорю: «Саша, мне тебя так жалко было. Но неудобно было подбежать к тебе и сказать, что засекла». Оказывается, его накрутила моя бабушка: «Почему, мол, Аня идет без мужа». - Вы хотели детей, но не получилось? А усыновить? - Так сложилось, что своих нет, но рядом родственники, родная сестра в Красноярске. А по поводу усыновления еще подумаем. У Саши есть сын на два года моложе меня. У меня — крестная дочь в Минске, сейчас ее дедушка у нас гостит. – Довольны жизнью, всего хватает? – Вроде есть все — друзья, родственники, вот ребеночка своего нет — грустный момент. Я, как и муж, не сильно меркантильный человек. В принципе мы скромно живем, у нас маленькая летняя дачка на шести сотках, квартира на Пресне, машина. Нам хватает. Не нужны какие-то престижные часы или роскошные автомобили. Главное, чтобы было здоровье, поработать хочется. Я — реалист, мечтать не люблю, если будет какое-то предложение, выложусь по максимуму. Жизнь прекрасна, надо радоваться каждому новому дню. Есть знакомые, которые могут завидовать другим. Мало тех людей, которые могут порадоваться за тебя, точнее, не умеют. Но обижаться на них не стоит. Досье: Родилась: 24 июня 1969 года в Москве. Образование: в 1990 году окончила ВГИК. Карьера: сыграла около 40 ролей в фильмах и сериалах: «Криминальный талант», «Приморский бульвар», «Возьми меня с собой», «День любви», «Идеальная пара», «Кумпарсита». Семейное положение: муж — режиссер Александр Полынников. Блицопрос: – В чем заключается женское счастье? – Когда рядом любимый человек. – Ваш идеальный ужин? – По-разному. Люблю омлет, хотя он тяжелый для вечера. – Часто говорите слова любви друг другу? – Да, и это надо делать всем. – Когда полезно мечтать? – Можно мечтать, но лучше реально относиться ко всему.

Анна Назарьева: «Надо уметь прощать, иначе можно дров наломать»
© WDay.ru