Войти в почту

Почему всё так любят комиксы о Человеке-пауке, и почему их так трудно экранизировать

Великий Стэн Ли придумал «дружелюбного соседа» Человека-паука ещё в начале шестидесятых. И в большинстве последующих интервью он называл именно этого героя своим любимым творением. Читатели тоже всегда обожали Паучка, ведь он одним из первых разрушил слишком холодный и скучный образ супергероя «золотого века» комиксов. До этого большинство спасителей мира были если не пришельцами или мутантами практически без эмоций, то суровыми миллионерами, которым чужды проблемы простых людей. Питер Паркер, он же Человек-паук — неловкий подросток-гик. Над ним насмехаются в школе, ему приходится зарабатывать себе на жизнь совершенно будничным трудом, да и с девушками он общаться не умеет. Разумеется, целевой аудитории комиксов такой герой оказался гораздо ближе и понятнее, чем отшельник, страдающий от одиночества в собственном замке. Человек-паук Именно эта простота и живость всегда привлекала в образе Человека-паука. Даже спасая мир от очередного суперзлодея, ему приходилось думать, как бы не опоздать на работу, и как в очередной раз объясниться с Мэри Джейн. Шли годы, сотнями выпускались комиксы, на телевидении один за другим появлялись мультсериалы (на сегодняшний день их уже с десяток), росла целевая аудитория, вместе с ними менялись и темы сюжетов. Но классическая первооснова всегда оставалась прежней: Человек-паук — живой человек с самыми понятными проблемами, которые вписаны в потрясающий экшен и супергероику. Не охваченными любовью к Человеку-пауку оставались лишь большие экраны. Об игровых проектах, которые выпускали до 2002 года лучше даже не вспоминать — обычно это были низкобюджетные фильмы или телесериалы с малоизвестными актёрами. Ни о какой графике речи не шло, а сюжет чаще всего представлял набор клише. Первым масштабно экранизировать историю «дружелюбного соседа» взялся Сэм Рейми, пригласив на главную роль Тоби Магуайра. И с этого момента фильмы о Человеке-пауке выходили с регулярностью, которой может позавидовать даже Бэтмен — каждые три-четыре года. После трилогии Рэйми появились два фильма от Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом, а потом Паучок вернулся под крыло Marvel, обрёл лицо и тело Тома Холланда и попал в огромную киновселенную. Эндрю Гарфилд Каждый раз авторы пытались сделать что-то по-новому и исправить ошибки предыдущих экранизаций. И каждый раз сталкивались с новыми проблемами в очередном пересказе знакомой истории. Франшизы Рэйми и Уэбба начинались за здравие с толпами фанатом, и заканчивали за упокой с отменой дальнейших планов и разгромом критиков. Казалось бы, рассказывать простую историю Питера Паркера не очень сложно: взять молодых актёров, способных к драме, добавить в действие побольше экшена и графики, и отличный результат готов. Но всё же мир кино сильно отличается от комиксов и мультсериалов, а потому у всех экранизаций есть проблемы. Для начала оказалось трудно подобрать достаточно юных актёров, которые, при этом, справились бы со всеми составляющими действия. Тоби Магуайру на момент съёмок в первом фильме уже перевалило за 25, Эндрю Гарфилду было и того больше. И если в первых частях им ещё удаётся втиснуться в образ старшеклассника, то в продолжениях им уже явно неуютно играть подростковые эмоции. Их Паучки, конечно, тоже растут, но всё же отстают от самих артистов. С другой стороны, совсем юного Холланда сильно критиковали за посредственную драматическую игру в фильме «Первый мститель: Противостояние», где и состоялся дебют его версии персонажа. К счастью, в продолжениях, он уже подтянулся в мастерстве. Но и он ко второму сольнику уже вполне позврослел. Вообще, «человеческая» и эмоциональная часть — главный камень преткновения в спорах о лучшей киноверсии Человека-паука. И тут действительно у каждой экранизации есть свои особенности. Магуайр и Кирстен Данст играют театрально, соответствуя гротескным декорациям. Эмоции и слёзы Тоби кому-то кажутся действительно живыми, кому-то — проявлением бездарности. Тоби Магуайр К тому же, его персонаж, надев маску Человека-паука, странным образом меняет характер: комиксы как раз привлекали тем, что даже будучи супергероем, он остаётся тем самым милым «дружелюбным соседом». Но в Питере Паркере от Рэйми будто живёт два разных человека: без маски он слишком мягкий и слезливый, а в костюме — нахальный. В исполнении Гарфилда эти ошибки вроде исправили. Но зато добавили новых. Особенно это касается второго фильма, где буквально весь сюжет построен на том, что все жалуются друг другу на жизнь. В первой части отлично подвели к эмоциональной дилемме Паучка: чтобы не подвергать опасности Гвен Стейси, он должен держаться от девушки подальше. Но во втором фильме они снова вместе и потому страдают. А ещё Питер не помогает своему другу и снова страдает. Плюс никуда не делись страдания по родителям и дяде Бену. Такому количеству слезливых моментов позавидует любая мелодрама. А если добавить к этому мучения Гарри Осборна и Макса Диллона, то потоки слёз буквально сметают с ног. И никаким экшеном их не прикрыть. Том Холланд оказался ровно в противоположной ситуации. В первых фильмах ему почти что нечего играть. В «Противостоянии» юный герой быстро надевает костюм и погружается в экшен, а в первом сольном фильме он всё время сомневается в своей возможности быть супергероем. Отчасти хорошо, что ставки так занизили, тем более, что дальше ему пришлось столкнуться с величайшим злом в виде Таноса. Но старшая аудитория, привыкшая к предыдущим экранным версиям, оказалась недовольна: вместо взрослой жизни у героя снова школьные заботы. Том Холланд Третья вечная проблема в самом образе Паука, его врагах и спецэффектах, без которых не обойтись. Конечно, в последнем пункте киновселенная Marvel находится в выигрышном положении просто потому, что их фильмы новее, а бюджеты выше. В историях о Паучке, который скачет по домам и часто сражается с летающими врагами, масштаб и размах очень важен. И во времена Рэйми ставку часто приходилось делать на харизму злодеев, хоть немного отвлекавших от графики. Казалось бы, ко второму фильму он нашёл нужное направление — эту часть до сих пор многие считают лучшей. Но к выходу «Врага в отражении» что-то сломалось. В один фильм попытались забросить столько персонажей и линий, что впечатлительный зритель может словить паническую атаку: Веном, Песочный Человек, новый Гоблин, намёки на Гвен Стейси. Да ещё всё приправлено танцами Питера Паркера. В фильмах Уэбба произошло ровно противоположное. Качество съёмок возросло, полёты на паутине выглядят отлично, а вот интерес к антагонистам сильно упал: кроме Ящера все оказались слишком уж клишированными. О большинстве второстепенных героев просто нечего сказать, они выглядят не людьми, а просто функциями. Зато лучше показали, как Питер Паркер придумывает костюм и паутину — Рейми уж слишком легко обошёлся с этой частью сюжета. Паутина так вообще сама начала расти из рук Питера, ему не пришлось ничего изобретать. Холланд снова всё получил свыше: и новые высокотехнологичные костюмы, и даже врагов. Удобно, что он существует не сам по себе, а в рамках киновселенной. Старк мог изобретать для него девайсы, а злодеи получать мотивацию в событиях других фильмов. Но развитие героя здесь показано слишком мимолётно. Том Холланд В этом есть некоторые плюсы — в третий раз (и это только в кино, прибавьте ещё комиксы и мультфильмы) подробно рассказывать про укус паука, смерть дяди Бена и «с большой силой приходит большая ответственность» было бы просто скучно — с этой проблемой столкнулся «Новый Человек-паук». И тут у авторов очередных перезапусков действительно тупиковая ситуация: без истории происхождения сюжет неполный, а с ней — скучный. Холланда спасло лишь участие в киновселенной — Паучка развивали постепенно в других фильмах, изменив многие каноничные моменты. Поэтому в сольных историях всё спокойнее: один злодей на фильм и половина сюжета посвящена отношениям с одноклассниками. Но при этом уже трудно представить, что после «Войны бесконечности» и «Финала» он сможет заняться какими-то локальными проблемами и мелкими преступниками. И «Вдали от дома» подтверждает эту истину. Теперь Человеку-пауку придётся каждый раз спасать как минимум весь мир. Но кто же тогда будет простым «дружелюбным соседом»? Очевидно, что каждая версия Человека-паука чем-то хороша. Хоть фильмы с Гарфилдом и считаются провальными, их многие любят за каноничность. Магуайр был первым, и в этих картинах снялось множество отличных актёров, а у Холланда огромная армия фанатов киновселенной Marvel. Но, как оказалось, хорошо рассказать историю самого простого и живого супергероя намного сложнее, чем показать становление Железного человека или превращения Халка. Поэтому и недовольных всегда много. Но, в конце концов остаются комиксы и мультсериалы.

Почему всё так любят комиксы о Человеке-пауке, и почему их так трудно экранизировать
© Киноафиша