Ещё

«Российская анимация котируется так же хорошо, как нефть и икра»: Бронзит, Боярский и Сельянов о 20-летии студии «Мельница» 

«Российская анимация котируется так же хорошо, как нефть и икра»: Бронзит, Боярский и Сельянов о 20-летии студии «Мельница»
Фото: Собака.ru
Команда анимационной студии «Мельница», известной былинной эпопеей о богатырях, сериалами «Лунтик» и , празднует свое 20-летие. Редакция «Собака.ru» расспросила лауреатов премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга», что ждет нашу мультипликацию. Вы основали студию, когда страна еще разбиралась с последствиями дефолта 1998 года, затем «Мельница» преодолела кризисы 2008 и 2014 годов. Как получилось успешно пережить эти непростые периоды?
: Действительно, было тяжело, особенно в конце 1990-х. Главной задачей было сохранить и удержать коллектив. В игровом кино проще — съемочная группа собирается на конкретный проект. А у нас работают состоявшиеся художники с академическим образованием, которые учатся быть аниматорами здесь. В 2008 и 2014 годах были неприятности, но преодолевать их было уже гораздо легче, потому что и проектов к тому моменту было очень много.
: Если человек делает дело, которым он по-настоящему живет, то кризисы дают ему дополнительную энергию для развития.
Один из самых известных ваших проектов — серия мультфильмов о богатырях, первый из которых, , вышел в 2004 году. В чем секрет того, что эти фильмы уже пятнадцать лет обожают и взрослые, и дети?
Сергей: Секрет в том, что это кино про нас. Оно появилось тогда, когда национальной российской анимации не было, а запрос на нее у зрителей был. И оказалось, что такой мультфильм, с одной стороны, — на фольклорной базе, а с другой — сделанный современным языком, нам необходим. Тогда многим казалось, что раз американские киностудии вроде Pixar и  производят достаточное количество мультфильмов, то нам этим заниматься не нужно. Но выяснилось, что свое, родное, с князем и говорящим конем очень востребовано.
: Да, это свое, родное, но какой-то универсальной формулы успеха нет. Все российские фильмы так или иначе «про нас», но многим из них сам этот факт не помог стать успешными.
Александр: Просто сработало какое-то чутье. Это сказочная история, но при этом абсолютно современная. В стремлении соединить былинный сюжет и актуальность нам удалось соблюсти тонкую грань, не удариться в пошлость. Среди проектов «Мельницы» и полнометражный анимационный фильм «Крепость. Щитом и мечом», основой которого тоже стала русская история — Смутное время. Но это, в отличие от богатырской саги, была картина без юмористической составляющей. Задача мультипликации — развлекать или просвещать?
Константин: сказал: «Я предпочитаю развлекать, надеясь, что зрители чему-то научатся, чем учить, надеясь, что зрители развлекутся». Это правильный подход. Кино — прежде всего развлечение, никуда от этого не деться. Но в то же время оно может что-то донести до зрителя. А дальше уже вопрос к адресату: что он готов вынести из художественного текста? Мы можем лезть из кожи вон, но если каналы восприятия у какого-то зрителя перекрыты, то ничего не сделать.
Сергей: Художники не учителя, мессии или проповедники. Хочешь просвещать и учить — иди в учителя.
Наша мультипликация ценится за рубежом. Пример — популярность мультсериала студии «Анимаккорд». В чем феномен?
Сергей: Российская анимация котируется за границей так же хорошо, как нефть и икра. (Смеется.)
Александр: Кстати, эту фразу Сергей при нас сказал , и Путин над ней всерьез задумался.
Константин: «Маша и Медведь» — это, скорее, исключение.
Александр: Это отличный сериал, я сам его с удовольствием смотрю. Кстати, насколько я знаю, у него возникли проблемы в США. Там всерьез спрашивают, почему бедная девочка одна в лесу с медведем и где ее родители. Наша анимация пытается закрепиться на мировом рынке, но это очень тяжело: американские студии доминируют. Коммерческие проекты во многом существуют за счет мерчандайзинга, продажи игрушек и символики, и здесь трудно соревноваться с американцами. На высоком уровне в России авторская анимация. Есть талантливые авторы, одного из которых мы знаем (указывает на Константина. — Прим. ред.).
Кстати, Константин, вы дважды номинировались на премию  — за короткометражные мультфильмы «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Сможет ли российский мультфильм получить эту премию? Вообще, не слишком ли много внимания уделяется «Оскару»?
Константин: Это все очень непредсказуемо. А номинация — это уже успех. Что касается внимания, то кинопремия «Оскар» по-прежнему номер один в мире, несмотря на то что она сугубо американская. Мы можем сколько угодно поносить «Оскар», сидя на кухне, но более значимой награды пока не придумано.
Один из самых популярных мультсериалов в мире — американские . Может ли в России появиться подобный фильм, отыгрывающий актуальную повестку?
Александр: Мы думали на эту тему, но сейчас он вряд ли появится. Как минимум потому, что нет запроса от телевидения. Хотя от интернет-аудитории, возможно, запрос есть, была же у нас «Масяня».
Константин: Есть важный нюанс. И «Симпсоны», и такой же острый «Саус Парк» стартовали в другое время, в более скудном информационном поле. Появись они сейчас, могли бы и не выстрелить. Еще один ваш востребованный продукт — мультсериал . Его много критикуют в Интернете, но дети его обожают. Почему?
Константин: Опять-таки чутье. Что-то в продюсерах екнуло, и они его запустили.
Александр: У некоторых к нему такие же претензии, как у американцев к «Маше и Медведю», — бедный Лунтик, как же он один на Земле, без мамы и папы.
Константин: А я предлагал сценарий, где Лунтик возвращается к маме. (Смеется.)
Должно ли государство поддерживать мультипликацию?
Сергей: Абсолютно любое государство выполняет функцию регулятора: оно издает законы, граждане платят ему налоги. И естественно, в кинобизнесе оно выполняет такую же функцию. Анимация, как и любое другое кино, — это дорого, поэтому поддержка государства, протекционизм важны.
Александр: Без господдержки многие проекты просто не состоятся. Кино — один из самых рискованных бизнесов. Даже с прекрасным сценарием и замечательными артистами фильм может провалиться в прокате.
Константин: А я против силовых методов в искусстве. Я понимаю, что ограничения нужны для помощи нашему кино, но почему это иногда приобретает какие-то уродские формы?! Когда запланирован выход иностранного фильма, той же последней части «Мстителей», люди уже купили билеты — и тут фильм двигают на неделю ради российского (имеется в виду фильм «Миллиард». — Прим. ред.) — это грубовато. Элегантнее надо действовать.
Расскажите о будущих проектах «Мельницы».
Александр: Во-первых, это мультфильм «Урфин Джюс возвращается», во-вторых, еще одна картина, параллельная «Богатырям» и основанная на русском фольклорном материале, — «Иван Царевич и Серый волк — 4», которую мы делаем вместе с «Квартетом И». А на новый, 2021 год мы планируем выпустить очередной фильм про богатырей.
Сергей: Ну и конечно, мультсериалы «Лунтик» и «Барбоскины», выходящие на «России-1», «Царевны» на СТС. У «Лунтика», кстати, поменяется дизайн, что будет сюрпризом для зрителя. Это очень важная для нас линейка, у которой отличные показатели просмотров на YouTube. Еще многое находится в сценарной разработке, об этом говорить пока рано.
Дом Бажанова Ул. Марата, 72 Памятник модерна был построен в 1909 году архитектором для купца Филадельфа Бажанова, квартира которого на первом и втором этажах занимала 40 комнат. Главным украшением приемной Бажанова стал майоликовый камин по эскизу на сюжет былины «Вольга и Микула» — известно пять его вариантов, отличающихся друг от друга. Сейчас помещения квартиры хозяина дома занимает Детская библиотека истории и культуры Петербурга.
Благодарим Детскую библиотеку истории и культуры Петербурга — филиал № 2 ЦГДБ им. А. С. Пушкина за помощь в организации съемки.
текст: Игорь Топорков фото: Георгий Кардава стиль: Эльмира Тулебаева ассистент стилиста: Лилия Давиденко, Изя Меерзон. «Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП50 Самые знаменитые люди Петербурга 2019»:
главный универмаг Петербурга ДЛТ,
Испанский Ювелирный Дом TOUS,
glo,
Nespresso,
Премиальные классы . Такси.
Видео дня. Как самогон помогал снимать «Свадьбу в Малиновке»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео