Красная дорожка одесского фестивального загара: в Южной Пальмире - кино, вино и домино
Само по себе, особенно в таком предприимчивом городе, ничего не происходит. Или, говоря иначе: если что-то происходит — то оно таки кому-то выгодно. Во-первых, это начинало быть выгодно второй жене банкира, бизнесмена и политика Сергея Тигипко — Виктории. Это она является альфой и омегой этого кино форума. На сегодня, как говорят, эта пара не в официальном браке. Является ли такая мизансцена попыткой жены дистанцироваться от токсичных бизнес-историй мужа, связанных с прошлым президентом Порошенко — субтитрами не рассказать. Но если учесть, что генеральным партнером ОМКФ продолжает выступать ТАСКОМБАНК, принадлежащий господину Тигипко, то не все так однозначно. Как сообщает корреспондент Odessa.online, Десятый Одесский международный кинофестиваль проходит с 12 по 20 июля. "Мы прошли тернистый путь, начиная с 40 тысяч посещений в 2010 году до более чем 150 тысяч зрительских посещений в 2018 году. В этом году ожидаем еще больше гостей в честь юбилея", — отмечала на предваряющей пресс-конференции президент ОМКФ Виктория Тигипко. А позже, на открытии события в оперном театре Одессы, она же сказала: "Здесь и сейчас формируется новая ДНК нации, которая сможет нестандартно мыслить и развивать креативные индустрии". Одиозный вице-премьер Павел Розенко не преминул вспомнить про Олега Сенцова, хотя самому чиновнику голодание (лечебное, как минимум) точно не помешало бы. Во-вторых, проведение такого фестиваля выгодно городу — гостиницам, ресторанам, службам такси, салонам красоты и цветочным базарам. В-третьих, это выгодно всем, кто хочет пройти по красной дорожке фестиваля и сфотографироваться на фоне фестивального баннера. Ну, не столько выгодно как, в каком-то смысле престижно: можно выложить в социальных сетях (при этом не упоминая — какие фильмы удалось посмотреть), а можно и попасть в обзор на интернет ресурсах. Правда, не все они благожелательны к фигурантам этой процессии. Но и фигуранты, мягко говоря, не всегда соответствуют торжественности момента — видимо, близость пляжей и вещевого рынка "7 километр" этому способствуют. Что же до необходимого атрибута любого фестиваля — именитых гостей с громкими фамилиями в индустрии иллюзиона — то все всегда зависит от бюджета. В этом году Одессу почтили присутствием Катрин Денев и Майк Ли. Первая, вне всякого сомнения, кинодива первой величины. В связи с этим в программу включен фильм 1966 года с ее участием "Создания". Второй же гость — британский режиссер и рекордсмен по количеству фестивальных наград — высказался прямолинейно: "Все фестивали лучше "Оскара", поставив ОМКФ в ряд всех и, заодно, выше самой престижной — по мнению Американской киноакадемии — премии. На открытии мистер Ли сказал: "В рамках фестиваля будет показана ретроспектива моих лент, среди которых свежая работа "Питерлоо". Те кадры, которые вы увидите в фильме очень апеллируют к тем, которые показаны в фильме "Броненосец "Потемкин", поэтому я считаю очень знаковым и важным то, что мы вместе сможем посмотреть эти кадры". Надо уточнить, что в этом фильме речь идет о Манчестерской бойне — столкновении гражданских лиц и оратора Гента с полицией и гусарами после 60-тысячного митинга, на котором были выдвинуты требования предоставления всеобщего избирательного права 16 августа 1819 года, то есть 200 лет назад. При этом было убито 15 безоружных участников собрания и около 700 ранено. Для такого города, как Одесса, фильм более, чем знаковый, но кто об этом задумается на пике курортного сезона? Тем более, что гость пополнит свою копилку наград "Золотым Дюком" и все разъедутся довольными. Специальная же гостья Одесского международного кинофестиваля американская актриса, режиссер и певица Роуз Макгавен четко обозначила цель своего приезда так: "Для меня важно поддерживать гендерное равенство. Мне приятно наблюдать, как женщины наконец занимают те места, на которые они имеют право в этом мире". Что по этому поводу подумала Катрин Денев, можно догадываться по подписанному ею в прошлом году "Письму ста известных француженок": "Как женщины, мы не хотим быть частью такого феминизма, который вместо того, чтобы осуждать злоупотребление властью, взращивает вражду по отношению к мужчинам и сексуальности". На протяжении этих дней настоящие киноманы смогут вкусить плодов нескольких программ: "Международный конкурс", "Национальный конкурс" (отдельно полный и короткий метры), "Конкурс европейских документальных фильмов", "Специальные показы", "Сериалы", "ОМКФ детям". Для "Специального события" — просмотра в формате оупен-эйр на Потемкинской лестнице — был выбран фильм "Козаки" американцев Джорджа В. Гилла и Клэренса Брауна 1928 года со следующей фабулой: "Лукашка, сын лютого казацкого атамана, будет скорее отдыхать на природе или ухаживать за любимой Марьяной, чем пойдет драться с турками. Его жизнь меняется после унижения односельчанами и отказа любимой, которая считает его трусом. За ночь Лукашка показывает себя умелым воином и производит впечатление на отца и Марьяну. Но когда она пытается извиниться за жестокое отношение к нему, он пропускает это мимо ушей даже несмотря на то, что до сих пор ее любит. Дела становятся еще более запутанными, когда в село приезжает царский сын искать себе невесту и кладет глаз на Марьяну. Ну а соседи-турки даже не думали складывать оружие". В общем, лубок на заокеанский манер — самое то для креативной нации, которая все никак не наиграется в мифы о героическом прошлом. Причем в этот раз — фильм-то немой — под аккомпанемент Роберта Исраэля. Вне всякого сомнения, потомственного козака. В "Украинскую ретроспективу "Голливуд на берегу Черного моря" включен фильм 1918 года "Молчи грусть, молчи" с Верой Холодной и Петром Чардыниным в главных ролях. В советские времена лента подверглась уничтожающей критике за безвкусицу, пошлость и мещанство ("Содержание ее убого и ничтожно"). Теперь же она — хит международного фестиваля! Причудливые формы иногда приобретает декоммунизация по-украински… Однако "Весна на Заречной улице" Марлена Хуциева и "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского несколько поправляют такой репертуар — очевидно, что фильмы Одесской киностудии советских времен все-таки вошли в золотой фонд кино и по меркам организаторов ОМКФ. Особо хочется обратить внимание на советскую версию "Франкенштейна" — сатирическую комедию Георгиея Юнгвальда-Хилькевича 1966 года "Формула радуги", в которой свою первую роль сыграла Наталья Варлей. Закроется фестиваль фильмом "Бог существует, ее имя — Петруния" Теоны Стругар Митевськой (копродукция Северной Македонии, Бельгии, Словении, Франции и Хорватии). Это история о том, что в чисто мужском состязании по вылавливанию из реки креста неожиданно побеждает женщина. Как минимум, Роза Макгавен будет удовлетворена таки выбором. Судя по тому, что после открытия гости церемонии пошли на традиционный V.I.P. прием с дискотекой и прочими развлечениями, и снова пойдут после закрытия 20 июля, то "новая ДНК нации, которая сможет нестандартно мыслить", формируется в нужном направлении: кино, вино и домино для присутствующих в "Жемчужине у моря" не могут отменить никакие дежурные сожаления о судьбе отсутствующих "режиссеров сенцовых".