Не хуже «Игры престолов». Как проходят съёмки фильма «Сердце пармы»
Несколько дней назад около Губахи начались съёмки фильма «Сердце пармы», основанного на известном романе Алексея Иванова. Они будут проходить здесь до середины августа, после чего переедут в Подмосковье, а затем снова вернутся на пермскую землю. О том, для чего на съёмках понадобилась десятитонная лодка, почему костюмы в фильме не уступают нарядам в «Игре престолов» и как актёры справляются с ролями, – материал «АиФ-Прикамье». Скалы, эльфы, красота В Прикамье съёмки проходят в нескольких локациях. Главный герой романа князь Михан уже успел въехать на коне в ворота специально возведённой декорации стены Чердыни (её же будут использовать и в качестве стен Усть-выма) – она расположилось на одной из гор вдоль реки Косьвы. Рядом возводят ещё одну декорацию – храм, который в романе строит Иона. Другая локация – у подножия горы, на берегу реки Косьвы. Там стоит ещё одна сложная декорация – княжеская барка весом почти 10 тысяч тонн. Здесь же, в губахинских просторах, будет ещё две локации для съёмок. На горе Крестовой будут снимать вогульский город Пелым (сейчас заканчивают возводить основу для декораций). По задумке, это будет город в скале, для чего декоратором предстоит создать в ней имитацию ворот. Другой город – Урос – тоже снимут рядом, на берегу Усьвы. Зрителям его представят в виде домов, стоящих в воде на сваях. Населять город будет полусказочный народ с белыми волосами и голубыми глазами – подобие эльфов. Выбор места для съёмок пал на губахинские живописные места по нескольким причинам. Помимо красоты природы, которая, по словам всей съёмочной группы, словно переносит в другое время, здесь удобные условия для подъезда многочисленных грузовиков с костюмами и реквизитом, и есть, где разместить саму съёмочную группу. На условия проживания никто не жалуется. Не смущает даже плановое отключение горячей воды. «В Москве, в районе, где я живу, тоже сейчас её нет», – смеётся один из продюсеров Дарья Лаврова. От бород до рысьих когтей По словам Дарьи, в романе Иванова есть всё, чтобы получилось хорошее кино – любовь, закрученный сюжет, всегда привлекающая зрителей мистика, красивая фактура и потрясающий неизведанный мир. Этот самый мир создатели кинокартины, по их словам, стараются сделать не «лубковым», а интересным, красивым и органичным. Отсюда – тщательная работа над декорациями, гримом и костюмами. Последние, как считает продюсер, получились на уровне «Игры престолов». «Художник по костюмам Екатерина Дымарская проделала огромную работу. Все созданные для съёмок костюмы – словно произведения искусства. Это высокая мода, почти подиумные модели. Это модные сейчас кафтаны с вышивкой, платья с этническими орнаментами... . Даже подумываем после съёмок провести выставку, на которой покажем их», – рассказала Дарья Лаврова. Образы прорабатывались тщательно. В фильме много народностей, каждый из которых нужно было сделать непохожим на другие, с отличительными чертами во внешности. Художник по гриму Евгения Малинковская рассказывает, что сложность в том, что действие фильма затрагивает большой временной отрезок, поэтому некоторым персонажам нужно было готовить целый комплект бород и париков. Настоящее превращение ждёт актрису, которая исполнит роль Тичерти. В некоторых сценах она перевоплотиться в оборотня – с длинными волосами и рысьими когтями. Как в реальности Под Губахой работа кипит на обоих берегах Косьвы. На одном из них идут съёмки сцены, на другом – развернулся лагерь съёмочной группы (трейлеры, фуры с костюмами, реквизитом и техникой, шатёр-столовая). Через реку – подвесной мост, по которому как ни в чём не бывало топают в обе стороны местные жители. Они уже привыкли, что тут снимают кино. Лишь изредка останавливаются посреди шаткого моста, чтобы сфотографировать кинопроцесс. Около трейлеров можно наткнуться на развалы реквизита – вот кучка сапог, а вот гора щитов и оружия (арбалеты, сабли, молотки). Художник по реквизиту Анатолий Баторов рассказывает, что создавая предметы для фильма, стараются сохранять историческую достоверность. Княжеская барка – его творение. Огромный металлический каркас лодки обшит деревом. Внешне она максимально приближена к баркам, которыми пользовались много веков назад. Но по воде ходить не может, только держится на ней. Прототипы оружия также приближены к реальным, при их создании придерживаются аутентичных технологий производства. Арбалеты рабочие, стрелы тоже (только наконечник не металлический, чтобы избежать травм). Кстати, для съёмок в Прикамье изготовили около 300 стрел, а всего для фильма их понадобится более полутора тысяч. Основная часть – для главной сцены битвы. Планируется, что по эпичности она не уступит сражению в той же «Игре престолов». Снимать её будут в Подмосковье. Сейчас художники фильма работают над созданием Золотой бабы. Никто не знает, была ли она на самом деле и как выглядел этот мистический идол. Пока то, какой баба предстанет в фильме, не рассказывают, но признают, что основная составляющая концепции останется – это будет образ женщины с ребёнком в утробе. Периодически в громкоговорители разносится призыв «Тишина!», в рации, которые есть почти у всех снующих туда-сюда участников группы, слышны переговоры: «Будет дубль!», «Минутная готовность и снимаем», «Принесите седую бороду». О том, что происходит там, где идёт съёмочный процесс, приходится догадываться – барку, актёров, оператора, режиссёра и остальных видно только издалека. Нарушать священный процесс работы нельзя. Съёмки сцены должны были прерваться около трёх часов дня (а начались они в шесть утра), но завершились только к шести вечера. Смешение времён Постепенно с берега, где шли съёмки, стали прибывать татары с щитами и чумазые босяки – это актёров массовки отпустили перекусить и отдохнуть. Не снимая костюмов и пытаясь не повредить приклеенные бороды, мужчины расположились на берегу реки – кто с мобильными, кто с контейнерами с едой. «Татары пришли на обед, а обеда нет», – шутят актёры, фотографируясь за столом. Ощущение, что в этом месте сломалась машина времени, перепутав тысячелетия и то ли населив современность людями из прошлого, то ли отправив на несколько веков назад привычные нам атрибуты цивилизации. Все актёры массовки – жители Прикамья. В основном – из Губахи и соседних городов. По словам съёмочной группы, им удалось найти очень интересные лица. Один из них – Андрей Козулин – житель Чусового. Как только узнал о кастинге, решил участвовать. С марта он терпеливо отращивал бороду, как требовали условия съёмок. Но ему всё не звонили. «Я уже потерял надежду, думал, что меня не позовут. Как раз была свадьба у дочери, и я сбрил бороду. А через неделю мне звонят – приезжайте. Я сказал, что уже без бороды. Но всё равно пригласили, – рассказывает Андрей, придерживая отклеившуюся после обеда растительность на лице. – Впечатления потрясающие. Хотя это очень тяжело: один кадр могут снимать почти весь день. Но эмоции – потрясающие». Роль главного героя, Михана, исполняет Александр Кузнецов. «Для меня это важнейшая роль. Бывают роли, в которых ты снимаешься для того, чтобы сыграть потом что-то серьёзное, тренируешься или пытаешься раскрыть себя по-новому. А это роль, к которой я уже пришёл. Выбора нет, её надо сделать хорошо. Этот роман читали многие люди, и они ждут высокого результата от фильма. График съёмок очень плотный. Это экспедиционные сложные съемки, мы спим по 4-5 часов и так нам жить как минимум полгода. Но по-другому никак. Мы знали, на что шли, все на азарте и все горят результатом». К роли Александр готовился долго и серьёзно – изучал историю и культуру, учился ездить на лошади. При этом роман Иванова актёр не читал. «Мне настойчиво посоветовали этого не делать, пока не закончатся съёмки, чтобы сохранить свежесть восприятия. Если я погружусь в роман с головой то начну воспринимать его как Библию и перегружу себя ответственностью, что будет крайне мешать и мне и режиссёру. Нужно сохранять определённую лёгкость и свободу в создании героя. Иначе ничего не получится. Солдат на войне во время обстрела не думает о великих идеях и целях, он должен быть сосредоточен на конкретном бое, своём оружии, патронах, расположении противника и т.д. Иначе его пристрелят сразу же, и никаких великих идей не будет», – пояснил актёр. Съёмки фильма будут идти до конца года. Кинокартина должна выйти в конце 2020 или начале 2021 года. Сложность – в предстоящем после съёмок постпродакшене: в картине будет много компьютерной графики для того, чтобы мир романа Иванова ожил не только на бумаге, но и на экране.