Константин Юшкевич: «Не люблю быть пешкой»
Сегодня у нас в гостях Константин Юшкевич — актер, сценарист, продюсер, написавший сценарии к фильмам «Игра в правду» и «Упражнения в прекрасном». В 2011 году он стал лауреатом премии кинофестиваля «Кинотавр» за исполнение главной роли в фильме «Упражнения в прекрасном». Телезрителям знаком по культовому сериалу «Склифосовский», где актер сыграл травматолога Сергея Куликова. Как часто случается бывать в родном Екатеринбурге? Остались ли у вас там друзья? В Екатеринбурге бываю регулярно, но чаще приезжаю со спектаклями. Во время таких визитов встречаюсь с одноклассниками. Обычно к моим гастролям они подгадывают свое время, из-за границы специально прилетают те, кто уехал жить и работать в Соединенные Штаты, в Манчестер, в Дубай. У нас был очень сильный класс: среди моих одноклассников есть даже преподаватели математики на английском. Вы актер театра и кино, сценарист, продюсер, мастер дубляжа. Для кого-то это разные профессии, а вы разделяете их? Какие любимые? Или для вас это едино, все искусство? Конечно, разделяю. Но меня вряд ли можно назвать настоящим продюсером. Я скорее плюшевый продюсер. Дело не только в искусстве, я просто не могу быть только исполнителем, актером. Мне это неинтересно. Не люблю быть пешкой. При этом для творчества мне всегда был нужен коллектив единомышленников. Конечно, в такой команде не должно быть анархии, кто-то обязательно будет занимать позицию креативного лидера, кто-то писать сценарии, а кто-то возьмет на себя финансовую сторону и будет искать деньги — с этим у нас лучше всех справляется Гоша Куценко. Мне нравится заниматься такими проектами: принимать участие в процессе создания фильма или спектакля, а не только играть в них роль. К этим проектам всегда особое отношение — авторское. Как часто пересматриваете фильмы со своим участием? Очень редко. Нет времени, да и смысла в этом я особо не вижу. Зачем? Могу один раз в год или в два года посмотреть что-то, например, «Дикарей», «Игру в правду», «Рассказы» из ностальгических соображений или профессионального любопытства — вспомнить, как это было. Кто больше всего повлиял на вас как на актера? Без сомнения, Марк Анатольевич Захаров и созвездие великих русских артистов, которые работали и продолжают работать в театре «Ленком». Именно эта среда оказала стопроцентное влияние на мои вкусы и эстетические пристрастия. Мне с детства нравились фильмы Марка Захарова. Я пересмотрел их все, пока жил в Екатеринбурге, тогда это, правда, был еще Свердловск. Считается, что люди творческие — натуры сомневающиеся. Были ли трудности в актерской профессии, сомнения в себе, желание сменить поле деятельности? Сомнения были. Да они и сейчас возникают иногда. Конечно, я уверен, что выбрал ту профес-сию — мне слишком много лет, и я больше ничего не умею делать. Больше всего сомнений было в начале актерского пути. Это честолюбивая профессия, и если не видишь результатов, не видишь отклика, то, что ты делаешь, не нравится зрителю, то задаешься вопросом, насколько это нужно. Безусловно, в себя надо верить, но любому творческому человеку и прежде всего артисту необходимы подтверждения, что это хорошо, это нравится. Вам бывает стыдно за какие-то из своих ролей? Нет. Есть роли, которые можно было не играть в начале карьеры. Но это моя профессия, я за это деньги получаю. Зато сейчас я могу отчитаться за каждую свою работу и сказать, почему я согласился играть ту или иную роль. Как влияют роли на вашу жизнь, на ваш характер? Я привык разграничивать работу и жизнь. Так что по большому счету мои роли никакого влияния на меня или мою жизнь не оказывают. Согласитесь, было бы странно, если бы я 12 часов на съемках изображал какого-то криминального субъекта, а после подобным образом стал бы себя вести, например, за рулем по дороге домой. Критики говорят, что вы получили известность благодаря ролям в филь- мах «Дикари», «Рассказы», «Игра в правду», «Склифосовский» и др. А сами как считаете, когда к вам пришла популярность? Известность пришла, когда меня начали действительно узнавать и называть по фамилии. И да, это совпало с выходом фильмов «Дикари», «Упражнения в прекрасном». Сейчас, конечно, ситуация другая. Хотя, на мой взгляд, узнаваемость все-таки больше по телевизионным проектам: «Склифосовский», «Балабол». Звездная болезнь обошла стороной или чуть задела крылом? Если да, то как избавились? Когда ко мне подходят, у меня подспудно возникает ощущение, что меня с кем-то перепутали, — странное чувство. Мне 49 лет, это, конечно, не возраст, особенно с точки зрения пенсионной реформы, я уже понимаю практическую сторону известности, мне уже не нужно, чтобы кто-то бегал за мной. Приятнее, когда тебя вдруг узнали в какой-то огромной очереди, и это помогло тебе сократить время ожидания. Что вам дал Марк Захаров, как вы сами считаете? Мне повезло, что учился на актерско-режиссерском курсе. Многие моменты засели в голове. Захаровский термин «сбив прогнозы» в сюжете, в актерской игре. Комедийно-реактивный юмор, неожиданный, не всегда толерантный, дико смешной. Помню отчетливо, как он учил выбирать материал, вплоть до того, что даже название на афише должно привлекать. Кощунственные вещи, раньше считалось, что театр — это храм искусств, не более того, но это не так, это развлечение. Почему ушли из «Ленкома»,проработав там долгое время? Есть репертуарный театр — это прекрасное русское изобретение, в нем есть много хороших моментов, но какие-то из них уже давно не работают. Все артисты — эгоисты: если ты не в числе первых, тебя это потом сожрет изнутри. У меня было немного спектаклей, зато много предложений сниматься: в какой-то момент встал выбор, потому что совместить 28 спектаклей в месяц и желание сниматься в кино невозможно. Решение принималось очень тяжело, но я о нем ни разу не пожалел. Если занимаешься любимым делом, а оно превращается в каторгу, все теряет смысл. Как попали в театр «Миллениум»? Мы вели переговоры, и я постоянно ехал в машине. Пьеса хорошая — «Двое на качелях». Спросил, кто занят, все-таки это спектакль, репетиции, гастроли — должна быть хорошая компания. «А кто девушку играет?» «А у нас не будет девушки». Я подумал: интересное решение, но я, конечно, вряд ли будуэто репетировать. Однако меня подкупили актеры, которые уже были приглашены, думал, как они-то согласились? Когда приехал на первую репетицию, оказалось, что это не «Двое на качелях», я плохо расслышал, это другая пьеса. Там нет ни любовной истории, ни тем более новомодных сегодня течений. Когда прочитал пьесу, она мне очень понравилась. В общем, попал в этот театр из любопытства. Чем привлекла роль в спектакле «Когда наступит завтра»? Участвовали ли вы в самом процессе создания спектакля, возможно, какие-то творческие советы можно сказать исходя из опыта предыдущих работ? Как проходили репетиции? «Когда наступит завтра» — спектакль о фундаментальных вещах, местами смешно, но заставляет задуматься. Серьезный разговор несерьезным языком. То, что мне очень нравится. Пьеса написана забавным стилем. Режиссер Владимир Устюгов подарил хорошую находку: в пьесе написано «промышленник», «бизнесмен» — для меня это понятие какое-то размытое. Он сказал, а почему он не может быть чиновником. И тут фантазия разыгралась — сразу нашлось, что сказать. Я всегда любил такие фильмы. Немножко комедия, немножко мистика, немножко философия — интересный букет, который позволяет получить зрительские и актерские впечатления. Чистая комедия положений мне не очень интересна. А вообще как отбираете роли? На что обращаете внимание в первую очередь? Не очень люблю такие вопросы. В свое время хотелось в военном фильме сняться, но мне тогда не предлагали или не утверждали на роль. Было обидно, хотелось материал серьезный. Сейчас этого нет. Требования к роли — чтобы она была непростой, чтобы герой не был настолько до тошноты хорошим. Герой с изюминкой,сложная история. Еще я люблю, когда в персонаже есть какая-то забавность. Один из моих любимых персонажей сейчас — это хирург-травматолог из сериала «Склифосовский». Конечно, при создании образа я пользуюсь подсказками консультантов, которые постоянно находятся на съемочной площадке. В таком сериале нужна достоверность. Но мне мало вызубрить ме- дицинские термины и повторять их перед камерой, обычно я прошу объяснить, что это значит или как это лечится, чтобы понять всю сложность диагноза или какого-то процесса. Есть роли, которые требуют полного погружения, необходимо действительно готовиться к ним, много читать. Но бывает, что достается роль в произведении, которое уже было неоднократно поставлено, тогда я принципиально не смотрю этот фильм или спектакль — не хочу подспудно соответствовать. А вообще выбор роли — процесс подвижный: если тебе роль понравилась, значит, внутри тебя уже что-то сидит для нее, но иногда ты это понимаешь только спустя какое-то время. Кто выступает в качестве критика вашего творчества? Какой критике вы доверяете? Если говорят что-то конструктивное, задумываюсь, если это хейтеры — люди, которые зарабатывают себе популярность на том, чтобы кого-то раскритиковать, отношусь спокойно: в интернете ни с кем не ругаюсь. Критика от близких людей — это обидно, и еще обиднее, когда понимаешь, что правда. Пытаюсь все поправить. Старшая дочь у меня в кино очень неплохо разбирается, поэтому может дать хорошую оценку творчеству. Что сегодня ближе — полный метр, сериалы, театр? Артисту всегда престижней сняться в полном метре. Хотя как показывает западная практика, и хороший качественный сериал может сделать из вас звезду первой вели-чины. Если на нашем телевидении появятся такие сериалы, как, например, «Игра престолов», я бы с удовольствием снялся. Хотя за мои последние телевизионные проекты мне не стыдно. Считается, что театр — это для души, а сериалы — исключительно для зарабатывания монет. Согласны? Ни для кого не секрет, что в кино и телеиндустрии ты получаешь больше денег, поэтому, если говорить о финансовой составляющей, сниматься, конечно же, выгодней. Но в театре можно на 100% делать то, что хочется. Больше выбор в плане творчества. И для меня важна хорошая компания. Съемки закончились, все разошлись. Играя спектакль, ты всегда можешь снова встретиться, пообщаться, и это прекрасно. Что вам дают премии и награды? У меня не так много премий. «Кинотавр» в 2011 году за главную роль в «Упражнениях в прекрасном» для меня стал полной неожиданностью. Я встал, и в первые две секунды мне казалось, что я ошибся, это не меня. Было приятно. Такие сюрпризы в жизни бывают нечасто.Что касается театральных премий, антрепризу обычно обходят стороной, хотя есть спектакли, которые, на мой взгляд, достойны наград. Говорят, что наши актеры переигрывают в кино. Театральная школа сильная, а в кино что-то не получается? Согласны? Бывает такое. Но справедливости ради надо сказать, что не только в нашем кино: посмотрите некоторые американские комедии — там тоже частенько переигрывают. Иной раз лучше недоиграть, чем переиграть. Ваши дочери и жена приходят на ваши премьеры? Переживают за вас, когда у папы (мужа) что-то не полу- чается по работе? Как помогают? Пока были маленькие, не ходили, у меня все-таки взрослый репертуар. Сейчас ходят на какие-то. Катя и Евдокия не решили идти по вашим с супругой стопам? Я хочу, чтобы они выбрали себе дело, от которого их не будет тошнить. Если кино, я не буду против.