Первое правило бойцовского клуба: никому не рассказывать о бойцовском клубе. К счастью для читателей «Киноафиши», в правилах ничего не сказано о ностальгических вздохах о бойцовском клубе — вспоминаем и рассказываем интересные факты о культовом фильме Дэвида Финчера.
Легендарная экранизация романа Чака Паланика возвращается на российские экраны в рамках юбилейного проката — с 25 июля фильм снова можно будет увидеть в кинотеатрах. Двадцатилетняя история успеха излюбленной публикой картины не смогла бы родиться без настолько же выдающегося процесса его создания: все люди, работавшие над «Бойцовским клубом», начиная с автора оригинального романа и заканчивая визажистами, привнесли в картину детали, перевернувшие кинематографический мир конца 90-х.
1. Визажисты делали макияж Марлы левой рукой: идея принадлежала самой Хелене Бонем Картер, посчитавшей, что такая героиня, как Марла, не стала бы слишком стараться над ним.
2. Студия отклонила предложение Финчера о промо, которое соответствовало бы основной идее фильма о критике коммерциализации. Вместо этого продвижение фильма фокусировалось на имени Брэда Питта и на теме боев, которая на самом деле играет в картине маленькую роль.
3. Изначально Питт не был заинтересован в роли: Дэвид Финчер появился у порога дома Питта и за кружкой пива уговорил его прочитать сценарий.
4. [Спойлеры финала] Изначально Паланик не предполагал, что рассказчик и Тайлер — один человек. Он осознал потенциал этого сюжетного поворота, написав уже две трети книги, когда заметил, что повадки двух персонажей слишком похожи. А вот в фильме намеки на твист появляются регулярно: например, когда рассказчик и Тайлер разбивают машину, сигнализация не реагирует на первый удар Тайлера и срабатывает только после удара рассказчика.
5. Многие сцены в фильме неслучайно выглядят слишком «реальными»: Питт и Эдвард Нортон действительно учились мыловарению, дрались и напивались по-настоящему. Также Нортон был полностью голым ниже пояса во время съёмок сцен в туалете.
6. По словам Финчера, освещение в картине было основано на ночной цветовой гамме круглосуточного магазина 7-Eleven: создатели хотели, чтобы персонажи «блистали, как целлофановые пакеты под зелеными флуоресцентными лампами».
7. Дэвид Финчер, вдохновившись собственной идеей из фильма «Игра» (1997), практически в каждую сцену поместил стакан из Starbucks. Сеть кофеен возразила лишь против одного использования своего бренда в фильме: именно поэтому в финале картины разрушается выдуманная кофейня Gratifico Coffee.
8. Имена детективов Эндрю, Кевина и Уолкера в фильме — «пасхальное яйцо», которое Дэвид Финчер добавил, чтобы поблагодарить не упомянутого в титрах Эндрю Кевина Уолкера за помощь в работе над сценарием.
9. В день выхода фильма в прокат американская телеведущая Рози О’Доннелл не только раскритиковала его, но и раскрыла главный сюжетный поворот в передаче, транслирующейся на всю страну. Брэд Питт посчитал это «непростительным».
10. Сцена с мусорным ведром была добавлена в фильм последней: на анимацию и рендеринг компьютерной графики ушло столько времени, что она чуть не отправилась в прокат «сырой».
11. Также в сцене с ледяной пещерой морозное дыхание рассказчика было частично «заимствовано» из «Титаника» (1997). Эта сцена была вдохновлена фильмом «Тайная жизнь Уолтера Митти» (1947) и, по словам Финчера, готовила зрителя к дальнейшему сюрреализму в «Бойцовском клубе».
12. Питт и Нортон неспроста разбивают «Жуков» Volkswagen в фильме: оба актёра считали, что корпорации пытаются продать современной молодёжи символ молодости и свободы чужого поколения, лишив его истории и значимости, — это параллель основной мысли книги и фильма.
13. В течение фильма Тайлер носит очки-блюблокеры, которые носят люди, страдающие бессонницей.
14. Чак Паланик считает экранизацию улучшенной версией своего романа.
15. Обстановка и расположение квартиры рассказчика вдохновлены первой лос-анджелесской квартирой Дэвида Финчера, которую он «всегда хотел подорвать».
16. Во время пресс-тура с картиной Питт и Нортон отказывались говорить про «Бойцовский клуб». Журналистка Джоанна Шнеллер поделилась впечатлениями об интервью: — Да, они сказали, что пришли говорить про «Бойцовский клуб», но на самом деле они не хотят о нём говорить. Брэд Питт даже попросил саму журналистку рассказать, о чём фильм.
17. В сцене, где рассказчик смотрит рекламные ролики телевизионного магазина, Брэд Питт появляется в ролике о костюмах как один из актёров.
18. Сцена в баре Лу была смонтирована из нескольких разных дублей; всего сцена была отснята 38 раз. Каждый из них — практически чистая импровизация.
19. В сцене, где рассказчик пишет хайку и рассылает их коллегам, имена получателей включают членов съёмочной группы.
20. Съёмки фильма заняли 138 дней: было отснято более 300 сцен на 200 локациях.