Первый компьютерный мультфильм был создан в СССР
В 1968 году молодые советские ученые впервые создали компьютерную симуляцию живого существа. Работа над мультфильмом «Кошечка» проходила в секретности, сообщает Deutsche Welle.
Черно-зеленоватое видео, похожее на выцветший рисунок, длится немногим более минуты. Этот ролик был снят задолго до того, как компьютерные технологии стали широко применяться в кино и мультипликации.
Эта история изложена в книге «Приход кошки», изданной Владимиром Вельминским и Мартином Варнке. На страницах издания есть интервью с математиком Николаем Константиновым, одним из авторов мультфильма, а также научная статья о создании анимации.
Будучи биологом, Константинов ушел из этой науки и занялся математикой и физикой. Но в 1968 году один из коллег показал ему пластилиновую модель ДНК. Чтобы продемонстрировать молекулу в движении, положение отдельных частей меняли и фотографировали. Увидев раскадровку, Николай предложил сделать что-то похожее на компьютере.
Перед учеными возникла проблема, как смоделировать систему шарниров. Константинов вдруг предложил за основу взять движения кошки. Математик работал над своей идеей вместе со студентами Владимиром Пономаренко и Виктором Минахиным.
«… чтобы смоделировать движения кошки, они воспользовались дифференциальными уравнениями второй степени. Их вывел Виктор Минахин, который для этого тщательно наблюдал за походкой своего кота»,
- пишет DW.
В книге говорилось, пишет издание, что Виктор долго наблюдал за своим котом, даже сам бегал на четвереньках, чтобы понять, какие мышцы задействованы.
Получить доступ к ЭВМ (прародителям современных компьютеров) в то время было непросто. В 1968 году многие физики и математики МГУ, выступившие в защиту Синявского и Даниэля, были уволены из университета или понижены в должности. Писателей за то, что они тайно вывозили за границу свои произведения и печатались на Западе под псевдонимами, обвинили в антисоветской пропаганде и судили. На страницах углядели «порочащий советский государственный и общественный строй». Синявский получил 7 лет колонии строгого режима, Даниэль - 5. Очень многие представители интеллигенции выступили в их защиту, это инцидент положил начало диссидентскому движению в СССР.
Светлых умов, работающих на ЭВМ в стенах Альма-матер осталось меньше, так, другие ученые смогли иметь доступ к компьютеру — в частности, сотрудники лаборатории, где занимались космонавтикой и моделировали советские пилотируемые полеты на Луну. Там и работали авторы «Кошечки».
Мультфильм понравился первым зрителям, но широко известным так и не стал. Команда авторов показывала его и школьникам. Они-то, вспоминает Константинов, и задавали самые интересные вопросы. Например: понимает ли кошка, что она не настоящая? А как вы считаете?
В Омской области подорожал техосмотр