«Обнаруживать трещины в здании и предавать их огласке»: как кинематограф меняет наши города
В современных городах аренда и цены на жилье растут с такой скоростью, что большинству людей приходится переезжать за пределы мегаполисов, а мелкому бизнесу — уступать место очередному «Старбаксу». Фильм Push режиссера Фредерика Герттена рассказывает истории жертв жилищного кризиса. Strelka Mag поговорил с режиссером о вытеснении рабочего класса, пустеющих городах и о том, как сделать жизнь каждого из нас лучше. «ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ?» Фредрик Герттен. Источник: WG Films Большинство своих фильмов я начинал с вопроса к самому себе. Последнее время я постоянно слышу, что люди испытывают стресс из-за жилищного кризиса. И происходит это не только в моей стране, но и по всему миру. «Что происходит вокруг, почему люди не чувствуют себя в безопасности»? Таким и стал вопрос, лежащий в основе Push. Конечно, я и раньше много работал с этой темой как режиссер и журналист. Меня всегда интересовал город и архитектура. Но только та архитектура, которая способна делать жизнь людей лучше. Я не признаю подход «искусство ради искусства» и убежден, что качественный дизайн не должен стоить дороже, чем плохой. Каждому документальному фильму предшествует большое исследование. Мы ищем истории, которые на локальных примерах могут объяснить и отчетливо показать глобальный паттерн — описать мировые проблемы. Для подготовки Push я много сидел в Twitter, просто искал людей по тегам, а затем смотрел их споры и обсуждения под постами. Так я и нашел главную героиню Лейлани Фарха. Все люди, с которыми я общался для фильма, были готовы открыто и полно рассказать о своих проблемах с жильем. Единственной трудностью было найти героев в Лондоне. Медиа не привлекают к проблеме жилья должного внимания, а сами люди находятся в постоянном стрессе, из-за чего и не поднимают шум сами. Я случайно нашел мужчину, который жил в лондонской высотке — в фильме он рассказывает о пожаре в здании. Через него я смог выйти и на остальных героев. Мы начали снимать еще до пожара, то есть не планировали, что происшествие станет одним из центральных моментов фильма. Трагедия в итоге только подчеркнула наш главный вопрос — о давлении, которое испытывают горожане, покидая свои дома. Эти люди чувствуют себя вытесненными из всего социального мира — в этом и есть наш главный посыл. КАК ПУСТЕЮТ ГОРОДА В 2017 году 72 человека погибли от пожара в жилом комплексе для рабочего класса Grenfell Tower. Причиной высокой скорости распространения пожара стала некачественный материал облицовки, установленной незадолго до событий в рамках городской реновации. Источник: кадр из фильма The Push / pushthefilm.com До начала съемок я не осознавал глобальность проблемы и того, насколько большую роль в жилищном кризисе играет государство, оказывая помощь банкам. Начиная с 2008 года правительство обращалось к хедж-фондам, чтобы те поддерживали банки, и передавало в их собственность жилищные активы. Компания Blackstone, упоминаемая в фильме, не владела ни единой квартирой до кризиса, но к 2011 году в их собственности уже было несколько зданий. Когда жилые здания переходят к хедж-фондам, цены на жилье поднимаются, а прежних жильцов зачастую выселяют. В результате рабочий класс сегодня живет чуть ли не в поездах. Они не могут позволить себе жить там, где работают, поэтому вынуждены проводить часы в дороге. Жилье — отличный способ инвестиций. Обеспеченные люди сегодня все больше вкладывают в него деньги, но зачастую не живут в купленной недвижимости, поэтому в будущем в городах будет все больше и больше пустых зданий. Жилищная проблема заключается не в недостатке физического пространства в городах. Даже в самых перенаселенных из них есть районы, где дома пустуют: их владельцы не живут в купленной собственности, а рабочий класс не может позволить себе снимать там жилье. Так и получается, что единственное место, в котором обычные люди могут позволить себе жить, — это труднодоступный район без должных коммуникаций, рабочих мест и самых базовых сервисов. В таких местах дешево жить, но в них не выжить. КАК ВЕРНУТЬ ГОРОД ЖИТЕЛЯМ Источник: кадр из фильма The Push / pushthefilm.com В своем фильме я не предлагаю решения жилищной проблемы. Мне кажется, что единственный способ что-то изменить — понять и признать, что не так в современном устройстве экономики. И не менее важно — подобрать слова и научиться разговаривать об этом. Сегодня все много говорят о джентрификации. Но я не уверен, что это правильное слово для описания главных проблем. Сама джентрификация — естественный процесс, производимый горожанами. Но хедж-фонды — не жители городов, они финансовые акторы. В такой ситуации и жилье становится безличным рыночным продуктом. Им владеют миллионы различных игроков, не имеющих никакой связи с теми, кто этим жильем действительно пользуется. То же самое касается и магазинов, которые открываются в результате захвата хедж-фондами целых районов. Крупные сетевые кофейни и супермаркеты подавляют локальный бизнес, при этом не имея ничего общего с местными особенностями и культурой. Деньги, которые они зарабатывают, уходят невидимым лицам, хотя могли бы поддерживать предприятия местных жителей. Получается, что и дома, и улицы в районе не принадлежат горожанам, а находятся под руководством безличных финансовых акторов. Я думаю, что сегодня нам все же нужно регулировать рынок и создавать условия, в которых жители города смогут влиять на политику. Возможно, для этого придется развернуться обратно к ценностям, в которых раньше развивалось общество. В том числе и в России раньше рабочие имели недорогое жилье, которое находилось рядом с фабрикой. Так выросли наши родители. Возможно, стоит вернуться к укладу жизни, который раньше для всех был данностью. В идеальном городе самые разные люди смогут беспрепятственно встречаться и общаться без стресса. Только в такой обстановке открывается возможность говорить о будущем всего общества и решать проблемы, которые мешают нам жить. МОЖЕТ ЛИ КИНО МЕНЯТЬ ГОРОДА Источник: кадр из фильма The Push / pushthefilm.com Документальные фильмы помогают собрать воедино опыт разных людей, который зачастую способен задеть за живое даже самого хладнокровного человека. А кино, трогающее людей за самое сердце, становится сильным инструментом для тех, кто хочет изменить что-то в обществе. Именно люди меняют вещи, а не фильмы. Я хочу, чтобы мое кино помогало всем, кто готов решать проблемы городов. Я верю в то, что кинематограф способен вдохновлять людей на поступки. Но, конечно, даже документальный фильм должен оставаться выдуманным миром, путешествием и приключением. Большая часть информации должна быть рассказана не словами, а эмоциями героев. И, конечно, в фильме должна быть романтическая линия сопротивления. В Push эта линия про людей, выселенных из своих домов, и организованное ими сообщество. Кроме этого, в фильме много скрытых, недосказанных историй о вещах, за которые мы так любим наши города. Я специально начал фильм со сцены в маленьком баре в Торонто. Я хотел показать, как местные собираются вместе, пьют пиво, тусуются на улице. Это именно то, за что мы любим места, в которых живем. Такой связи между жителями не случится в «Старбаксе» в высотном здании, окруженном банками. Небольшие локальные места отличает именно личное взаимодействие между жителями. Кинематограф и журналистика — серьезные механизмы, которые могут помочь исправить мир вокруг. Часть нашей работы заключается в том, чтобы обнаруживать трещины в здании и предавать их огласке. В этом и есть очень важная роль свободы слова в обществе: она позволяет нам всем вместе общаться и решать, как сделать жизнь каждого лучше. Фредерик Герттен представил свой фильм на «Стрелке» в рамках юбилейного Beat Film Festival.