Драма о российских эмигрантах, побывавшая в конкурсе "Сандэнса" и на Каннском кинофестивале. Гив ми либерти Вик российский эмигрант, чьи родители когда-то переехали в США. Сейчас он работает в социальной службе водителем: развозит по делам людей, которые не в состоянии перемещаться сами. Работа, понятно, нервная и не очень хорошо оплачиваемая, но от помощи родственников Вик все равно отказывается. А хаос в его жизни тем временем готовится достигнуть пика в один день к нему в машину напрашивается целая орава пожилых советских эмигрантов, которым позарез нужно успеть на кладбище. Этому не рады ни Вик, ни другие его пассажиры особенно темнокожая инвалид Трэйси, но тут ничего не поделать, всё уже пошло не по плану, и дальше будет только хуже. Поездка, как можно догадаться, предстоит весёлая. Кадр из фильма «Гив ми либерти» "Гив ми либерти" третья работа Кирилла Михановского, режиссёра с очень интересной международной судьбой. Свой дебют эмигрант Михановский снимал, внезапно, в Бразилии, для второй картины ещё внезапнее вернулся на родину (ради, ни за что не поверите, "Дубровского"), и только теперь, за 13 лет в кинематографе так и не обретя толком режиссёрское "я", наконец решил эксплуатировать свой космополитизм. Его "Гив ми либерти" как нам намекает название, где вместо перевода абсолютно справедливо оставили транслит, кино подчёркнуто эмигрантское, чужое среди своих, своё среди чужих, такие русские "Синонимы", где французский эпатаж сменила эстетика околосандэнсовского инди. А израильские политические проблемы вакхический "русский дух", способный внести хаос даже в столь знакомый экранный мир американского пригорода. Кадр из фильма «Гив ми либерти» Фильм Михановского берёт классическую проблему обретения себя на чужой земле, но выводит её из тесных стенок черепной коробки героя в пространство "над". Мало того что сама история Вика, по словам режиссёра, автобиографична, его антропологический конфликт прямо отражается в конфликте языковом (герои вечно и невпопад переходят с английского на русский, рождая порой удивительные фразы) и эклектичном нагромождении стилей, в котором с одинаковым успехом существуют пижонские плёночные засветы и холодные интерьеры типичной русской драмы. В этом контрасте иногда, к слову, уж слишком Михановским форсированном особые черты национальных кинематографий выделяются ещё сильнее, а некоторые вдруг складываются в неожиданные рифмы: кто бы мог подумать, например, что между меланхоличным американским мамблкором и стробоскопическим угаром Жоры Крыжовникова не так уж мало общего. Кадр из фильма «Гив ми либерти» Магистральный сюжет первой половины "Гив ми либерти", где пожилые мигранты безуспешно пытаются добраться до кладбища, вообще напоминает доброго брата-близнеца второго "Горько!": аккордеоны, байки, песни, та же квазидокументальная съёмка, тот же эпилептический монтаж с джамп-катами каждые полсекунды, есть даже хаотично-нейтральный боксёр Дима, почти что местный Александр Паль. Но, в отличие от пустой тяги Крыжовникова к бытовому "реализму" русского праздника, этот своеобразный колорит Михановский помещает в не очень подходящее ему пространство его работа как режиссёра не столько реконструктивная, сколько исследовательская. Кадр из фильма «Гив ми либерти» На своем импровизированном Ноевом ковчеге белом фургоне для перевозки людей с инвалидностями он собирает калейдоскоп болезней, душевных и физических, и смотрит, как в этом первичном бульоне из травм рождаются новые смыслы. Как в этом грохочущем, спотыкающемся об каждую кочку и в целом не очень стабильном мире люди пытаются найти твёрдую почву, что-то ощутимое физически, как виниловые пластинки Вика, которые тот с таким энтузиазмом собирает. Кадр из фильма «Гив ми либерти» И в какой-то момент, к сожалению, Михановский слишком увлекается. "Гив ми либерти", фильм очень сам по себе живой, попросту перестаёт дышать и безмолвно засматривается на все эти болезни и неровности, считая, видимо, что они сами всё скажут за себя. Когда ближе к финалу фильм неумолимо переходит от общего к частному, у него вдруг сдаёт всякое чувство ритма, в интересном портрете не находится интересной истории, а пижонство берёт верх над витальностью. Это не фатальное, но очень грустное заключение: "Гив ми либерти" очередной хороший фильм, которому не хватает хорошего финала. Но даже так есть в нём что-то такое, что его главный герой задумчиво назвал бы certain quality. А лучше тут, в принципе, и не скажешь. С 1 августа в кино.